Собор софии полоцкой. Описание Софийского собора в г

Софийский собор в древнем – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.

Этот старинный памятник представлен в .

Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке . В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.

Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.

Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – .

История Софийского собора

Каменный собор в Полоцке появился после своих "старших сестер" в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе , и стал четвертым в мире храмом Святой Софии .

Греческое слово "софия", означающее "мудрость, мастерство", полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в "Житии преподобной " и "Слове о полку Игореве" ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея . Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

Построенный по византийским канонам , но в традициях полоцкого зодчества , храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.

Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека , архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница , где археологи обнаружили 16 саркофагов.

В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.

В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

Во времена в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

    вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);

    семиглавие храма , что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике "утопленного" ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке : по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями , развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной , а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" .

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси . Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника .

Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века .

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка .

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе , который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган .

Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе :

    Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);

    Международный фестиваль органной музыки "Званы Сафіі" (ноябрь-декабрь).

Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

Где находится Софийский собор

Древний храм расположен на набережной Западной Двины в . Адрес – улица Замковая, 1.

Софийский собор в Полоцке (Белоруссия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Белоруссию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Софийский собор в Полоцке - это одна из самых древних христианских святынь, находящихся в Белоруссии. В 11 веке он стал четвертым в мире храмом святой Софии.

Изначально храм служил как крепость и был воплощением мощной государственности. Здесь принимали послов, решали судьбы разных стран и оберегали религиозные святыни. В 18 веке храм был умышленно взорван, а на его месте построили новый - еще более величественный.

Софийский собор - это уникальный памятник зодчества и архитектуры. В нем даже сохранились остатки фресок 11 века. Поражает своим необычным строением южный фасад здания - его башни расположены так, что создают сильную оптическую перспективу. Со стороны отчетливо заметно, что фронтон имеет кружевное очертание, словно корона-диадема.

Имя автора нового собора неизвестно, зато остался его архитектурный почерк - стилистика виленского барокко. Этот стиль прослеживается и в интерьере собора. Особенно выделяется каменная алтарная перегородка, которая напоминает алтари католических костелов.

В соборе находится известная барельефная композиция «Троица новозаветная», выполненная в стиле рококо.

Адрес: Полоцк, ул. Замковая 1

В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он - почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде.

Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии.

Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией.

С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. В нем служили такие епископы, как Преосвященный Дионисий (+ 1182) и Преосвященный Симеон (+ 1289), причисленные Церковью к лику святых.

В продолжение всего периода пребывания в Полоцке сильной архиерейской власти собор Святой Софии являлся главнейшим очагом православной культуры в Великом княжестве Литовском. При кафедральном соборе велось летописание, имелись богатейшие книжные хранилища, собирались общественные грамоты и акты. Как отмечает в своей книге «Пачатае Скарынам» Ю.А. Лабынцев, среди лучших книг библиотеки Полоцкой Софии особенно выделялись: «Евангелие паркгаменное сребром оправеное с позолотою», сборники «Измарагд» и «Златая цепь», корпус творений святого Дионисия Ареопагита.

В конце XV - начале XVI века собор Святой Софии несколько изменил свое обличие и был перестроен. Остается нерешенным вопрос о том, насколько серьезно он видоизменился. Но о том, что частично собор, все же, перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.

Тяжелые испытания выпали на долю Полоцка во время Ливонской войны (1558-1583). В 1563 году город был взят приступом войсками Ивана Грозного. Как отмечал в своих записках иезуит Антоний Поссевино, при осаде Полоцка русскими полками его жители «публично молились о даровании московитянам победы». После окончания штурма в Софийском соборе, который к этому времени имел уже два придела - во имя Святой Троицы и в честь Всех Святых, по случаю одержанной русскими победы был совершен благодарственный молебен. Через три года, в 1566 году, в Полоцке разразился страшный мор: от чумы умерли сотни жителей и среди них многие священники, в том числе поставленный на местную кафедру Иваном Грозным архиепископ Трифон.

Но самые лютые испытания обрушились на Полоцк после захвата его в 1579 году армией польского короля Стефана Батория. Изгнав «москвитян» из города, Баторий в отместку за сочувствие белорусов русским издал указ, по которому в Полоцке учреждался иезуитский коллегиум, а все православные церкви, за исключением Святой Софии, передавались католикам. В результате этого деяния 6 монастырей и 8 церквей в Полоцке были отняты у православных.

Огромной потерей стало разграбление отрядами мадьяр Стефана Батория ценнейшей библиотеки Святой Софии. Немецкий хронист Р. Гейденштейн, наблюдавший картину разорения Полоцка, зафиксировал данное событие в составленных им «Записках о Московской войне».

На этом бедствия для Полоцка не закончились. В 1596 году часть высшего клира Православной Церкви Речи Посполитой, изменив вере предков, приняла т.н. Брестскую унию. Среди епископов, подписавших унию, был и полоцкий владыка - Григорий Герман Загорский, по возвращении из Бреста обративший единственный из уцелевших православных храмов города - Софийский собор - в униатский, сохранив при нем кафедру.

В 1607 году Полоцк постиг большой пожар, не миновавший и Святую Софию, также погоревшую. Восстанавливать храм, некоторое время находившийся в запустении, выпало в 1618 году известному униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу. При восстановлении собора Кунцевич приложил все усилия, чтобы изменить православный облик храма. По свидетельству базилианского историка Стебельского, Иосафат приказал «укоротить» украшавшие церковь купола, дабы они не напоминали о прошлом Святой Софии. На месте придела в честь Всех святых Кунцевич освятил алтарь в честь святого Бенедикта.

Вскоре после перестройки Софийского собора в 1623 году православные жители несколько белорусских городов подали в польский сейм супликацию, в которой обращали внимание властей на невиданные притеснения с его стороны. В супликации выражалась горькая жалоба на то, что епископ приказал в Полоцке выкопать из земли недавно погребенные в церковной ограде тела православных и выбросить на съедение псам.

В 1642 году храм Святой Софии вновь горел. Но уже во время посещения его русским царем Алексеем Михайловичем, в 1654 году воевавшим с Речью Посполитой, храм был возобновлен.

С 1656 по 1667 годы Полоцк находился под властью России; в этот же период храм Святой Софии действовал как православный. Среди особо почитаемых реликвий тех лет, хранившихся в Софии, исследователи выделяют чудотворную икону Божией Матери древлеправославного письма. Приглянувшаяся Алексею Михайловичу, она была оправлена в богатую ризу, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. По сведениям инвентарной описи Софийского собора за 1697 года, икона была пожертвована храму еще в конце XV века русской княжной Еленой, дочерью Ивана III, выходившей замуж за Великого князя Литовского Александра. Нынешнее местонахождение этого образа неизвестно.

С окончанием русско-польской войны храм Святой Софии вновь стал униатским.

В начале XVIII столетия Россия вступила в войну со Швецией. Военные действия между враждующими сторонами проходили и на территории Беларуси. В 1705 году Полоцк посетил Петр I. В Софийском соборе у царя произошла неприятная стычка с монахами-базилианами. Вначале Петр из любопытства к не совсем обычной для него службе вознамерился войти в алтарь собора. Однако монахи не допустили его туда. Это не понравилось царю, но он сдержался и, подойдя к одной из пышно украшенных икон, поинтересовался, кто на ней изображен. В ответ услышал, что перед ним образ священномученика Иосафата Кунцевича, еретиками и богоотступниками убитого. Последние слова вывели царя из равновесия. Петр приказал сопровождавшей его страже схватить базилиан и арестовать их. Те, оказав сопротивление, стали звать на помощь своих собратьев. Тут же в соборе начался настоящий рукопашный бой, в ходе которого четыре монаха-базилиана были убиты.

Петр I дал распоряжение прекратить богослужение в соборе. Храм был закрыт, а в его притворе разместили склад боеприпасов. 1 мая 1710 года боеприпасы взорвались: обрушилась примыкавшая к притвору стена, были повреждены подвальные помещения здания, дали трещины смежные стены. Ранее величественный храм превратился в руины.

До конца 30-х годов XVIII столетия Святую Софию никто не пытался восстанавливать, так как с окончанием Северной войны польское государство оставалось крайне обессиленным.

Работы по возведению нового храма возглавил в 1738 году униатский архиепископ Флориан Гребницкий. На месте крестовокупольного собора он решил воздвигать церковь иной архитектуры: двухбашенную базилику в стиле барокко. К сожалению, остается неизвестным имя зодчего храма. К 1750 году строительство закончилось. От ранее находившегося здесь древнего храма в состав здания нового собора вошли: фрагменты фундаментов и нижних стен восточной и западной сторон, в том числе три алтарные апсиды, сохранившиеся почти целиком. Характерно, что новая церковь, в отличие от предыдущей, была развернута алтарем не на восток, а на север. Нарушена была традиция и в другом отношении, собор Святой Софии был освящен Флорианом Гребницким в честь Сошествия Святого Духа.

С началом Отечественной войны 1812 года новопостроенный храм Сошествия Святого Духа, после захвата Полоцка французами, подвергся страшному осквернению: «...Неприятельские войска поместили в здании Софийского собора конюшню, ризницы обратили в склады боевых снарядов... по словам очевидца, невозможно описать того чувства, какое производил жалостный вид храма... двери и окна большей частью были выбиты, многие иконы повреждены, царские двери изломаны, престол обнажен».

С изгнанием французов знаменитый Полоцкий храм еще некоторое время оставался униатским. Но это продолжалось недолго. На церковном соборе 1839 года преимущественная часть униатского клира во главе с епископатом - общей численностью 1305 лиц духовного звания - приняла решение о воссоединении униатов с православными. Торжественный акт, возвещавший возвращение униатов в лоно Православной Церкви, был зачитан в Полоцком соборе, вновь обретшем свое исконное имя - Святой Софии, Премудрости Божией.

Полоцкая София до 1856 года была городским собором; позже - приписной церковью Полоцкого Свято-Николаевского собора.

Храм часто ремонтировался - в 1850 г., в 1879 г. в 1911-1914 гг. Последний ремонт проводился капитально.

17 октября 1914 года церковь Святой Софии была заново освящена. Как писала газета «Витебский вестник», «...в городе Полоцке православные жители с радостью встретили день освящения вновь возродившей родной святыни. Вновь воздвигнут храм Премудрости Господней, этот древний памятник старины... Вновь с выси храма ярко засиял крест, осеняя древнюю Полоцкую землю. Вновь полочане под сенью древнего храма могут в минуты радости и печали приносить свои горячие молитвы и искать в них утешение».

События, вызванные революцией 1917 года, привели к закрытию многих тысяч церквей в стране. В 1924 году, ровно через 10 лет после торжественного освящения храма, печальная участь постигла и Святую Софию. Она была превращена в краеведческий музей. По воспоминаниям очевидцев, в 30-е годы не раз предпринимались попытки снять с Софии кресты. Все они закончились трагически. Пять человек взбиралось на купола храма - пять человек разбились насмерть.

В годы Великой Отечественной войны, с начала 1942 по июль 1944 года, в соборе возобновлялось богослужение. Желая завоевать симпатии населения, немцы не препятствовали открытию церквей.

После войны, из-за отсутствия складских помещений, в соборе разместили склад «Заготзерно». Люди стали жаловаться на местные власти. Народ поддержал вначале архиепископ Минский Василий, затем, сменивший его архиепископ Питирим. В результате продолжительной волокиты власти отказали в возвращении храма.

Сегодня храм является ярким образчиком позднее белорусского барокко, а главный фасад здания оформлен с применением декоративных элементов рококо.

Описание

Третья София

Полоцкая София - живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор - душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое - на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города - Полоцк.

София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях - после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища. К сожалению то, что мы видим сейчас - не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров. Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде - пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.




Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола. Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности. Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.

Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя. Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель. Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».

У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору. Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича. Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.

Страшная трагедия произошла во время Северной войны - святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.

У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.




Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.

Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан. Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда. Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра - и Софии нет.

Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное - чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.

Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.

Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли - началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

Полоцкий Софийский собор является уникальным храмом среди одноименных немногих православных храмов Европы, первый каменный на территории республики и один из самых ранних на территории Древней Руси.

Этот уникальный памятник входит в предварительный Список Юнеско.

Построен собор Софии был на правом берегу Западной Двины в Полоцке в 12 веке. Уже в середине 18 века основательно храм перестроили соответственно проектам Глаубица Яна в стиле позднебелорусского (виленского) барокко.

Собор установлен по частям света, с юга расположились 50 метровые остроконечные башни символ обеднения каталитической и православной церкви (униаты).

От 11 века до нашего времени, тем не менее, дошли куски кладки, сохранившийся почти полностью фундамент, части стен, апсиды, столбы, а также фресковые удивительные росписи второй половины 11 века. И сегодня собор удивляет своим величием и красотой.

Любопытный факт, копию Софийского собора 11 века собираются строить на берегах Западной Двины, однако уже в другом городе республики – Витебске.

Об истории собора
Появился в Полоцке собор после того, как его «старшие сестры» появились в Новгороде и Киеве. Строились данные храмы соответственно образцу храма, который построен был в Константинополе. Софийский собор в Полоцке стал в мире четвертым храмом Святой Софии.

Люди между тем слово родом из Греции «софия», означающее «мастерство и мудрость», стали понимать как проявление единства всех жителей в княжестве, общность людей.

Встретить первые упоминания о храме можно в «Житии преподобной Полоцкой Ефросини», «Слове о полку Игореве» (12 век).

Возводили этот архитектурный памятник горожане и мастера из Византии в 1044 – 1066 годах с распоряжения князя Чародея Всеслава. Символ могущества и независимости Полоцкого княжества, собор будто походил на белый корабль, который плывет по Двине.

Построенный по канонам Византии в традиции зодчества Полоцка располагался храм между усадьбой епископа и хоромами князя в Верхнем замке, что свидетельствовало о роли в государстве церкви.

Стала полоцкая София культурно-просветительским православным центром. Тут же располагалась самая богатая библиотека, магистрат, казначейство, архив, хранились святыни, устраивались посольские приемы. Была в соборе также усыпальница князей, где археологами найдено было 16 саркофагов.
После заключения церковной Брестской унии в 1596 году храм передали униатам, восстановив после пожаров 1607 и 1648 годов. Соответственно распоряжениям архиепископа Кунцевича Иосафата при перестройке сняты были верхи боевых угловых башен крепости-храма.

По приказам Петра I во времена Северной войны использовали собор в качестве склада для боеприпасов и амуниции. В 1710 году после взрыва храм был разрушен значительно.

В стене собора во времена войны 1812 года в сделанной специально нише хранили православную священную реликвию – Крест Ефвросинии Полоцкой.
В 1913 году в храме провели реставрацию сохранившихся еще образов. В соборе во времена Великой Отечественной войны разместился гарнизонный костел войск Германии.

Об архитектуре Софийского собора
Собор 11 века можно назвать образцом древнерусского зодчества. С Новгородскими и Киевскими храмами соединяли полоцкий храм галереи, пять нефов и крестово-купольная система. Были также уникальные свои черты. К примеру:
1. Вима – алтарное дополнительное разделение, образованное с помощью двух столбов (этот прием для своего времени необычен, его использовали только в Болгарии).
2. Семиглавие собора (символ семи церковных Вселенских соборов) – У Новгородской Софии 5 глав, у Киевской – 13.
В 11 веке София в Полоцке была поистине грандиозным сооружением – в ширину 26,5 метров, в длину 31,5 метров, в высоту 31 метр. Толщина стен собора достигала более двух метров.

Использовалась при строительстве необработанные валуны камни, плинфа. На стенах имелся живописный рисунок, создавался который кладкой в технике ряда «утопленного».

Получил современный облик собор в веке 18. По замыслу Глаубица Яна на берегах Двины, появилась одноапсидная величественная базилика с двумя колокольнями-башнями. Развернута базилика была в сторону реки фасадом.

Дополняли внутри роскошный интерьер колонны в стиле барокко, карнизы фигурные и украшения лепные. Появилось на алтарном своде изображение барельефное Новозаветной Торицы. Первый и второй ярусы украшались росписью и деревянными скульптурами.

Сохранились до наших дней частично фрески старинные, среди которых изображение Нерукотворного Спаса и копия известной работы «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Проведена была большая реставрация храма в семидесятые годы двадцатого века. В 2010 – 2013 гг. по ходу реконструкции были обновлены проемы окон, фасад и кровля.

О Софийском соборе сегодня
Софийский собор на сегодняшний день является в Беларуси одним из культурных крупнейших центров. Совершаются здесь обряды, богослужения, проходят творческие вечера, концерты и экскурсии.

В 1987 году открыт был музей истории архитектуры Софийского собора. В экспозиции его имелись редкие экспонаты, которые повествовали об истории собора, архитектурных особенностях и последних реставрациях. Среди данных экспонатов фрагменты кладки 11 века, фресковые росписи конца века 11 и фундамент.

Для посещения музея самостоятельно был разработан аудиогид на английском, русском и белорусском языках. Имелся также путеводитель с картой Полоцка и планом собора.

Впервые в 1983 году собрал слушателей концертный зал Софийского собора, славится который великолепной своей акустикой, а уже с 1985 году тут звучал орган.