В чем ответственность человека перед самим собой. Хэмминг

III. Обязанности перед самим собой

Наименование параметра Значение
Тема статьи: III. Обязанности перед самим собой
Рубрика (тематическая категория) Право

Обязанность быть ответственным за свою жизнь. Отвечать за свою жизнь - это значит не иметь вредных привычек, уделять внимание качеству жизни, изучать культуру и заниматься науками, полезными для общества делами и не быть обузой для других.

Ответственность за свое человеческое достоинство. Всегда необходимо ощущать себя человеком, защищать свое достоинство, не заниматься делами, унижающими нас как людей. Вести себя необходимо сообразно занимаемому положению, согласно законам и этике. Родители должны выполнять свой родительский долг, дети - сыновий. Каждый должен выполнять свой профессиональный долг. На любом посту нельзя выходить за рамки служебных полномочий и использовать их в своих личных целях.

Ответственность за свои права и обязанности. Права и обязанности помогают человеку раскрыть ᴇᴦο сущность. Человек должен располагать и пользоваться свойственными ему правами ‘ выполнять необходимые обязанности. Человек имеет не только; права на жизнь, на работу, на образование, на участие в политической деятельности, на сопротивление, на свободу, на равенство, . помощь от общества, но и в то же время обязанность стремиться к реализации этих прав. Человек должен дорожить своими правами и обязанностями, активно ими пользоваться и реализовывать их. Поэтому, в первую очередь, необходимо изучить, какие права должен иметь человек и какие из них конкретно можно реализовывать самому. Это исходная точка для выполнения обязанное быть ответственным за свои права и обязанности.

В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию правах и обязанностях отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. В ней, в частности, сказано˸ ʼʼОтдельным лицам, группам, учреждениям и неправительственным организациям надлежит играть важную роль и нести ответственность в деле обеспечения демократии, поощрения прав человека и основных свобод и содействия поощрению и развитию демократических обществ, институтов и процессовʼʼ.

III. Обязанности перед самим собой - понятие и виды. Классификация и особенности категории "III. Обязанности перед самим собой" 2015, 2017-2018.

  • - Розділ XIII

    Модуль 1. Розвиток дитини. Анатомо-фізіологічні особливості, методика досліджень та семіотика захворювань у дітей. Змістовий модуль 11. Імунна система та система крові у дітей Тема 14. Анатомо-фізіологічні особливості системи крові, ме­тодика дослідження,... .


  • - Раздел III

    НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ «...признание того, что явление жизни невозможно без наследственности, показывает, что воспроизведение исторически созданных форм жизни в ряду поколений составляет основу жизни, обеспечивает прямую... .


  • - Христианская миссия во II-III в.

    Вера, что сами апостолы просветили проповедью весь мир - очень древняя, она возникла в конце 1-го века. Она явилась и распространилась тем легче, что о деятельности и судьбе большинства апостолов не сохранилось твердых исторических данных. Отсутствие интереса к сохранению... .


  • - Том.IV, гл. III

    …История знает различные виды образования государств: или государство, начавшись незаметною точкою, в короткое время достигает громадных размеров, в короткое время покоряет себе многие различные народы; к одной небольшой области в короткое время силою завоевания... .


  • - Тенденции мирового развития в XVI-ХVIII веках

    Новое время как историческая эпоха. В рамках традиционной периодизации мировой истории период с ХVI по ХVIII века называется новым временем. Филологи и историки того времени обозначали это время как эпоху, начавшуюся то с падения Константинополя (1453), то с момента открытия... .


  • - Тема 6. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

    1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г. 1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. ...

  • Ответственность – это важное качество, особенно для взрослого человека. Но не все обладают им, даже при достижении возраста совершеннолетия. Если человек не чувствует обязанностей перед кем-либо, это может изменить в худшую сторону его жизнь. Читатель, попробуем разобраться, как стать ответственным ?

    Каждое утро необходимо проговаривать про себя, что только человек несет ответственность за себя и свою жизнь. Это необходимо повторять несколько раз подряд, чтобы эта фраза прочно укрепилась в сознании. Да, это может быть самовнушением, но от него только одна польза. Не важно, что с человеком произойдет за день, главное – следовать это фразе и полюбить свои мысли.

    Кроме того, помогайте близким. Если у вас есть младший брат или сестренка, крестный сын, помогите родителям забрать их из садика, посидите с ним, поиграйте, погуляйте. А такие сходите к врачу, внимательно выслушав все его рекомендации.

    Как ни странно, но именно маленькие дети формируют чувство ответственности в другом человеке. Понимая, что маленький нуждается в защите взрослого, человек приободряется, начиная ухаживать за малышом. Очень помогает повысить ответственность.

    Слова, слова.. Помните, песню Теоны Дольниковой? Действительно, говорим мы много, долго, но только малая часть беседы заслуживает внимания. Очень часто люди бросают слова на ветер. И в этом проявляется их безответственность.

    Поэтому следует внимательно относиться к своим словам, беречь каждую букву. И самое главное – не давать напрасных обещаний, которые невозможно выполнить.

    Многим людям помогают записи в дневнике и блокноте. Это могут быть личные впечатления и переживания. Перечитав их, можно проанализировать свои ошибки. Блокноты также важны с точки зрения распорядка дня: попробуйте его распланировать. Это может помочь обрести дисциплину и самоконтроль над ситуацией.

    И, наконец, повысить ответственность поможет организационная работа. Если вы молоды, активны, можно попробовать стать волонтером. В них нуждаются различные фонды благотворительной направленности. Волонтеры – это их добровольные помощники, помогающие в благих для общества делах.

    Кроме того, на работе, заняв лидирующий пост, человек должен ощутить не власть над людьми, а ответственность перед ними. Это первое, что должен сделать грамотный и дальновидный руководитель. Иначе, он не добьется уважения со стороны персонала.

    В некоторых случаях любовь сотрудников к своему руководителю спасает предприятие от долгов, от упадка и иных негативных экономических ситуаций.

    Поделись статьей с другом:

    Я очень ответственный человек. Так считают все. Так считаю я сама. На меня всегда можно положиться и я выполняю все свои обещания. Уверена, я очень редкий и ценный сотрудник (по крайней мере, была таковым в свой карьерно-ориентированный период жизни). Даже сейчас я сделаю все, чтобы выполнить поручение шефа или просьбу друзей. Потому что я ценю их доверие, их веру в мои возможности и уверенность в моей поддержке.

    Единственный человек, чьими интересами я пренебрегаю - я сама. С собой любимой я не церемонюсь и всегда могу передоговориться. Ну что изменится, если новая жизнь начнется не сегодня, а завтра? А еще лучше с понедельника. Следующего месяца.

    Хотя нет, иногда я бываю непримирима - не завтра - а сейчас! Сию же минуту!! Каждую секунду у нас начинается новая жизнь, и моя уже началась.

    Решимость бьет через край, вредные продукты изгоняются из холодильника в мусорное ведро, рабочее место очищается от завалов бумаги, в новом ежедневнике строятся судьбоносные планы изменений и все это венчает бодрая тренировка из любимого журнала Shape. Теперь или никогда грозно заявляю я себе и с улыбкой решимости на устах засыпаю.

    Чтобы проснуться не выспавшейся в привычном рутинном дне с пасмурной погодой и ожидающим меня длинным списком запланированных дел, о которых даже думать не хочется не то что выполнять. Но ведь не обязательно выполнять все дела сразу - верно?

    Знакомая ситуация? Мы настолько привыкли быть хорошими для всех, что на себя просто не остается времени. В нашем обществе не принято думать о себе - это же эгоизм внушали нам с детства - главное коллектив, умение ладить с окружающими, дружить, в конце-концов.

    Нас не научили принимать решения отталкиваясь от своих интересов (а естественный детский эгоцентризм - подавлялся на корню). Мы не умеем ставить себя над ситуацией и рассматривать ее с позиции личной выгоды. Мы всю жизнь стремимся соответствовать ожиданиям окружающих - не дай Бог, кто-то заподозрит нас в эгоизме или черствости. Мы никогда не ставим себя в центр Вселенной и безумно возмущаемся теми, кто осмеливается заявлять о своем превосходстве и избранности. Мы не любим выскочек - мы любим коллектив и общину. Мы живем интересами, навязываемыми нам другими, руководствуемся чужими ценностями и воплощаем чужие мечты (пусть даже это мечты наших родителей).

    Смешно, но нам проще поверить в миссию своей фирмы, в идею национального единства или еще какую-нибудь идею, чем разработать свой жизненный кодекс и найти, наконец, свое Предназначение.

    Для этого надо думать. О себе. О своих интересах. О своих желаниях. Но главное, надо быть готовыми во всех случаях жизни делать СВОЙ выбор, основанный на СВОИХ интересах и ценностях. Даже если для этого придется пренебречь интересами близкого человека (хотя вряд ли ваши жизненные принципы поставят вас в такую ситуацию).
    Надо быть готовым идти до конца. Потому что в этой жизни мы ответственны только перед собой. Самый важный человек в нашей жизни - это мы сами. Давайте попробуем построить новую жизнь, опираясь на этот постулат, и посмотрим, как все переменится. Я в это верю. И готова начать думать по-новому прямо сейчас - а вы?

    I. Обязанности перед самим собой

    Человек как индивид относится к самому себе. У него две стороны: единичность и всеобщая сущность. В связи с этим его долг перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, частью же в том, чтобы поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы – образовать себя.

    Пояснение . С одной стороны, человек – природное существо. Как таковое, он ведет себя сообразно своему произволу и случаю, т.е. как непостоянное, субъективное существо. Он не отличает существенного от несущественного. – Во-вторых, он существо духовное и разумное. Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен быть . Животное не нуждается в образовании, ибо животное от природы есть то, чем оно должно быть. Оно лишь природное существо. Человек же должен согласовать две свои стороны, привести свою единичность в соответствие со своей разум {62} ной стороной, иначе говоря, сделать последнюю господствующей. Некультурно, например, когда человек отдается своему гневу и действует, слепо повинуясь этому аффекту, ибо в гневе он принимает нанесенную ему обиду или вред за бесконечные и без меры и цели старается отплатить за них, причиняя вред обидчику или другим предметам. – Некультурно, когда кто-нибудь следует такому интересу , который или несвойствен этому человеку, или недостижим в его деятельности, ибо разумным образом можно делать своим интересом лишь то, чего можешь добиться своей собственной деятельностью. Далее, если человек, испытывая превратности судьбы, теряет терпение , значит, свои собственные интересы считает самым важным делом, чем-то таким, к чему, по его мнению, должны приноравливаться и люди, и обстоятельства.

    В теоретическое образование входит кроме многообразия и определенности знаний, а также всеобщности точек зрения, позволяющих судить о вещах, умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельности, без субъективного интереса.

    Пояснение . Многообразие знаний самих по себе входит в образование потому, что именно благодаря многообразию знаний самих по себе человек поднимается от партикулярного знания незначительных вещей своего окружения ко всеобщему знанию, благодаря которому он достигает большей общности знаний с другими людьми, овладевает предметами всеобщего интереса . Выходя за пределы того, что он знает и испытывает непосредственно, человек узнает, что существуют также другие, и притом лучшие, способы вести себя и действовать и что его способы не являются единственно необходимыми. Этим он отдаляет себя от себя самого и приходит к различению существенного и несущественного. Определенность знаний касается их существенного различия, тех различий, которые во всяком случае принадлежат предметам. К образованности относится умение судить об отношениях и предметах дей {63} ствительности, именно для этого и нужно знать, от чего это зависит, что такое природа и цель как вещи, так и отношений друг к другу. Эти аспекты открываются человеку не непосредственно через созерцание, а благодаря занятиям этой вещью, благодаря размышлению как о ее цели и сущности, так и о средствах, насколько они действенны или недейственны. Необразованный человек не идет дальше непосредственного созерцания. Его глаза закрыты, и он не видит того, что лежит у его ног. Это только субъективное ви дение и постижение. Он не видит суть. Он лишь приблизительно знает, какова вещь, да и то не как следует , потому что только знание всеобщих аспектов направляет человека на то, что нужно рассматривать главным образом. Вернее даже, знание всеобщих аспектов уже и есть главное самой этой вещи, оно уже заключает в себе ее важнейшие отделы, в которые, стало быть, остается лишь, так сказать, вложить внешнее наличное бытие, и следовательно, это знание способно постигать гораздо легче и правильнее.

    Противоположностью неумения судить является манера судить обо всем чересчур поспешно, без понимания. Такое торопливое суждение основывается на том, что становятся на одностороннюю точку зрения, берут один аспект и тем самым упускают из виду истинное понятие вещи, не обращают внимания на остальные аспекты. Образованный человек знает в то же время границы своей способности суждения .

    Далее, в образование входит умение воспринимать объективное в его свободе . Оно заключается в том, чтобы в предмете я искал не свой собственный субъект, а рассматривал бы и трактовал предметы так, как они существуют сами по себе, в их свободном своеобразии, чтобы я интересовался ими без какой-либо личной выгоды . Такой бескорыстный интерес важен в изучении наук , если, разумеется, культивировать их ради них самих. Желание извлекать пользу из предметов природы связано с разрушением последних. Интерес к изящному искусству тоже бескорыстен. Оно изображает вещи в их живой самостоятельности и устраняет те недостатки и стеснения, которым они подвергаются {64} от внешних обстоятельств. Объективный поступок состоит в том, что, 1) взятый даже со своей безразличной стороны, он имеет форму всеобщего , лишен произвола, прихоти, каприза, свободен от странностей и т.п.; 2) со своей внутренней, существенной стороны он является объективным, если имеет целью самое истинную вещь , и лишен корыстного интереса.

    Практическое образование требует, чтобы человек, удовлетворяя свои естественные потребности и влечения, проявлял благоразумие и соблюдал ту меру, которая лежит в границах их необходимости, т.е. необходимости самосохранения. Человек 1) должен быть способен выйти из естественного, быть свободным от него; 2) напротив, в свое призвание (Beruf), в существенное он должен быть углублен ; наконец, 3) он должен быть способен не только к тому, чтобы ограничить удовлетворение естественного пределами необходимости, но и к тому, чтобы принести его в жертву более высоким обязанностям.

    Пояснение . Свобода человека от естественных побуждений заключается не в том, что он не имеет их и, следовательно, не стремится уйти от своей природы, а в том, что он признает их в общем необходимыми и тем самым разумными и в соответствии с этим исполняет их по собственной воле. Он оказывается тут принужденным лишь в том случае, если вопреки этому всеобщему обзаводится случайными и произвольными мыслями и целями. Определенную, строгую меру в удовлетворении потребностей и употреблении физических и духовных сил точно указать невозможно, но каждый может знать, чт? именно ему полезно, а что вредно. Соблюдение меры в удовлетворении естественных побуждений и в пользовании телесными силами необходимо, собственно говоря, ради здоровья , ибо последнее является существенным условием пользования духовными силами для исполнения высшего назначения человека. Если тело не сохранено в его нормальном состоянии, если нарушена какая-нибудь из его {65} функций, то приходится делать тело целью своих занятий, вследствие чего оно превращается в нечто слишком важное и значительное для духа . – Далее, нарушение меры в пользовании физическими и духовными силами, как чрезмерным, так и недостаточным их употреблением приводит к притуплению и слабости этих сил.

    Наконец, умеренность связана с благоразумием . Благоразумие состоит в способности сознавать, чт? делаешь, в том, что человек, наслаждаясь или работая, наблюдает за собой посредством рефлексии и, следовательно, не целиком отдается этому единичному состоянию, а остается способным к размышлению обо всем другом, что еще будет необходимо. Благоразумный человек, воспринимая что-нибудь или занимаясь каким-то делом, одновременно в своем духе вне этого состояния. Это умение не целиком отдаваться своему состоянию вообще требуется при необходимых, но все-таки несущественных побуждениях и целях. Напротив, при истинной цели или при истинном деле необходимо, чтобы дух со всей серьезностью был налицо, а не находился бы одновременно и вне их . Благоразумие здесь состоит в том, чтобы не упускать из виду все обстоятельства и стороны работы.

    Что касается определенного призвания , которое кажется какой-то судьбой , то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

    Пояснение . По отношению к внешним обстоятельствам своей судьбы и вообще ко всему, что он есть непосредственным образом, человек должен вести себя так, чтобы сделать все это своим , лишить все это формы внешнего бытия. Неважно, какое положение в обществе занимает человек благодаря своей судьбе, если он действительно есть то , что он есть , т.е. если он вполне соответствует своему призванию. Призвание – многосторонняя субстанция. Призвание есть как бы {66} предмет или материал, который нужно всесторонне проработать, чтобы в нем не осталось ничего чуждого, недоступного, сопротивляющегося. Если я сделал этот материал совершенно своим для меня, то в нем я свободен. Преимущественно из-за того человек и бывает недоволен , если он не соответствует своему призванию . Он ставит себя в такие условия, которыми не обладает как действительно своими. В то же время он принадлежит такому состоянию. Он не может отделаться от этого состояния. Он живет и действует, следовательно, в каком-то превратном отношении с самим собой.

    Верность и покорность своему призванию, а также покорность своей судьбе , и способность забывать о самом себе в своей деятельности основаны на отказе от тщеславия, самомнения и эгоизма и сосредоточении внимания на том, что существует в себе и для себя и является необходимым.

    Пояснение . Призвание есть нечто всеобщее и необходимое и составляет известную сторону человеческого общежития. Призвание есть, следовательно, часть всего созданного людьми . Имея призвание, человек приобщается ко всеобщему и принимает в нем участие. Благодаря этому он становится объективностью. Хотя призвание и представляет собой единичную ограниченную среду, оно все же образует необходимый член целого и в самом себе тоже является целым . Чтобы стать кем-то , человек должен суметь ограничить себя , т.е. сделать свое призвание вполне своим делом. В этом случае призвание не является для него ограничением. Здесь человек един как сам с собою, так и со своим внешним окружением, со своей средой. Он есть всеобщее, целое. Если человек делает своей целью что-либо суетное , т.е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе. Суетное не представляет собой сущего в себе и для себя, но получает существование только благодаря субъекту. Человек видит в нем только себя. Таково, например, моральное тщеславие , когда человек в своих поступках пола {67} гает свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу. Человек, который честно исполняет незначительные дела, показывает этим свою способность к б?льшим делам, ибо он проявил покорность и способность отказываться от своих желаний, склонностей и фантазий.

    Благодаря интеллектуальному и моральному образованию человек получает способность выполнить обязанности по отношению к другим , каковые можно назвать реальными , в то же время как обязанности, относящиеся к образованию, напротив, скорее формальной природы.

    Если исполнение обязанностей оказывается более чем субъективной собственностью индивидуума и скорее присуще его естественному характеру, оно есть добродетель .

    Так как добродетель связана отчасти с естественным характером, то она выступает как моральность определенного рода, как моральность большей жизненности и интенсивности. В то же время она менее связана с сознанием долга, чем моральность в строгом смысле этого слова.

    Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

    Из книги Оседлать тигра автора Эвола Юлиус

    7. «Быть самим собой» Теперь оставим на время в стороне эти указания на высшее измерение опыта освобождённого мира и постараемся более точно определить то, что с достаточной долей уверенности мы можем извлечь из подобного рода мировоззрения - а именно принцип быть самим

    Из книги Человек - это многосложное существо автора Гурджиев Георгий Иванович

    САМОРАЗДЕЛЕНИЕ С САМИМ СОБОЙ Лё Приёрэ, 28 февраля 1923 г.Пока человек не отделяет себя от самого себя, он ничего не достигнет и никто ему не поможет.Руководить самим собой весьма сложно. Это долгосрочная задача. Это требует значительной энергии. Это требует больших затрат

    Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    11.5. Наедине с самим собой (экзистенциализм) Идейным наследником неклассических философских учений XIX в. (а вернее, философии жизни) стал экзистенциализм – широко распространенное и популярное направление современной философии. Его родоначальником, а вернее, отдаленным

    Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    Экзистенциализм. Наедине с самим собой Идейным наследником неклассических философских учений XIX в. (а вернее, философии жизни) стал экзистенциализм – широко распространенное и популярное направление современной философии. Его родоначальником, а вернее, отдаленным

    Из книги Критика чистого разума [с непотерянным курсивом] автора Кант Иммануил

    Критическое разрешение космологического спора разума с самим собой Вся антиномия чистого разума основывается на следующем диалектическом аргументе: если дано обусловленное, то дан и весь ряд всех его условий; но предметы чувств даны нам как обусловленные,

    Из книги Философская пропедевтика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

    II. Обязанности перед семьей § 49Получив образование, человек имеет возможность действовать. Если он действительно действует, он по необходимости находится в отношениях с другими людьми. Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные

    Из книги Мужество оставаться самим собой. Беседы в Амстердаме, сентябрь 1982 автора Кришнамурти Уппалури Гопала

    III. Обязанности перед государством § 53Природное целое, каковым является семья, разрастаясь, превращается в целое народа и государства, {69}которое для индивидов, взятых по отдельности, представляет собой некую самостоятельную волю.Пояснение. Государство стремится, с одной

    Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    У. Г. Кришнамурти Мужество оставаться самим собой «Мое учение, если именно так вы хотите это называть, не охраняется никаким авторским правом. Вы вольны воспроизводить, распространять, истолковывать, неверно истолковывать, искажать его, представлять его в ложном свете,

    Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

    Наедине с самим собой. Экзистенциализм Идейным наследником неклассических философских учений XIX в. (а вернее, философии жизни) стал экзистенциализм– широко распространенное и популярное направление современной философии. Его родоначальником, а вернее, отдаленным

    Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

    Быть самим собой Елена Сикирич, психолог,президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в

    Из книги Мораль XXI века автора Салас Соммэр Дарио

    Обязанности хозяина перед работниками Не обижай наемника, бедного и нищего и из братьев твоих или из пришельцев твоих. В тот же день отдай плату его. Чтобы не зашло солнце прежде того, ибо он беден и ждет ее душа его, чтобы он не возопил на тебя Господу и не было на тебе

    Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 2 автора Ливрага Хорхе Анхель

    Подчиненные: обязанности перед нанимателями Нельзя пахать на своем быке ночью и отдавать его в аренду днем или самому работать на себя ночью и наниматься к хозяину днем. И нельзя поститься или предаваться аскезе, так как из-за слабости ты сделаешь для своего хозяина

    Из книги автора

    5. Управлять самим собой Если мы действительно хотим соответствовать высшим этическим принципам, необходимо принадлежать самим себе, то есть уметь противостоять негативным импульсам и эмоциям, толкающим нас на аморальные поступки. Человек, находящийся в плену страстей,

    Из книги автора

    Быть самим собой

    Из книги автора

    Д. С. Гусман Удивительное искусство быть самим собой Если ты идешь по пути, который день за днем прокладываешь собственными руками, то дойдешь до того места, где должен быть. Древнеегипетское изречение В жизни тех, кто всегда ищет Мудрости и не боится называть себя

    ХХ век поставил на первое место вопрос о смысле жизни человека. Трагедии Первой и Второй мировой войны, Холокоста и вообще этно-религиозных чисток, политических репрессий во многих странах мира, углубляющийся экономический и экологический кризиспровоцируют на поиск ответа на этот вопрос. Решение может заключаться в осознании ответственности человека перед самими собой и универсумом. Ответственность накладывает на человека дополнительные ограничения, ограничивает желания и требует постоянной рефлексии собственных поступков.

    Отрывок из книги «По ту сторону порабощающих нас иллюзий» немецкого социолога, психолога и психоаналитика, философа Эриха Фромма (1900–1980).

    Я верю, что человек - продукт естественной эволюции, что он - часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее.

    Я верю, что сущность человека постижима. Однако эта сущность не является субстанцией, характеризующей человека во все времена на протяжении истории. Сущность человека состоит в вышеупомянутом противоречии, присущем его существованию, и это противоречие заставляет его искать ответного решения. Человек не может остаться нейтральным и пассивным по отношению к экзистенциальной дихотомии. Благодаря самому факту человеческого бытия жизнь задает ему вопрос: как преодолеть разрыв между человеком и окружающим его миром, чтобы достичь ощущения единства и тождественности со своими близкими и с природой? Каждый момент своей жизни человек вынужден отвечать на этот вопрос. Не только и не столько мыслями и словами, сколько самим способом бытия и действия.

    Я верю, что существует множество ограниченных и убедительных ответов на вопрос о существовании: история религии и философии - это перечень таких ответов. Однако все ответы в основе своей распадаются на две категории. В одной человек пытается восстановить гармонию с природой, возвращаясь к дочеловеческой форме существования, устраняя такие специфически человеческие качества, как разум и любовь. В другой его цель - полное развитие человеческих сил, пока он не достигнет новой гармонии со своими ближними и с природой.

    Я верю, что первый тип ответа ведет к краху. Он ведет к смерти, разрушению, страданию, но никогда - к полному развитию человека, к его гармонии и мощи. Второй тип ответа предполагает устранение алчности и эгоцентризма, он требует дисциплины, воли, уважения к тем, кто может указать правильный путь. И хотя этот ответ более труден, он единственный, не обреченный на провал. В самом деле, еще до того, как будет достигнута конечная цель, израсходованные на ее достижение деятельностные усилия уже производят объединяющее, интегрирующее действие, чем интенсифицируют жизненную энергию человека.

    Я верю, что основным для человека является выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок содержит в себе этот выбор. Человек свободен сделать его, но его свобода ограничена. Существует множество благоприятствующих и неблагоприятствующих условий, склоняющих его к выбору: психический склад, специфика общества, в котором он родился, семья, учителя, друзья, которых он встречает и выбирает. И задача человека - раздвинуть границы свободы, усилить обстоятельства, благоприятствующие жизни и противостоящие тем, что способствуют смерти. Жизнь и смерть, как они обсуждаются здесь, - это не биологические состояния, а состояния бытия, отношения к миру. Жизнь означает постоянное изменение, постоянное рождение. Смерть означает прекращение роста, окостенение, повторение. Подлинным несчастьем для многих оборачивается то, что они избегают выбора. Они ни живы, ни мертвы, жизнь становится для них бременем, бессмысленным предприятием, а деловая активность - средством самозащиты от мучительного пребывания в царстве теней.

    Я верю, что ни жизнь, ни история не обладают таким высшим смыслом, который бы в свою очередь придавал жизни индивида смысл или оправдывал его страдания. Учитывая противоречия и слабости, наполняющие человеческое существование, вполне естественно, что человек стремится к «абсолюту», который дает ему иллюзию уверенности и освобождает его от конфликтов, сомнений и ответственности. Однако спасает или осуждает человека отнюдь не Бог, будь то в теологическом, философском или историческом облачении. Только человек способен найти цель жизни и средства для реализации этой цели. Нельзя найти спасительного окончательного или абсолютного ответа, но человек может стремиться к такой степени интенсивности, глубины и ясности переживания, которая придаст ему силы жить свободно и без иллюзий.

    Я верю, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав выбор за него. Все, что может один человек сделать для другого, - это правдиво и с любовью, но без сентиментальности и иллюзий показать ему имеющиеся альтернативы. Поставив человека лицом к лицу с подлинными альтернативами, можно пробудить всю скрытую в нем энергию и обеспечить ему возможность выбрать жизнь в противовес смерти. Если он сам не способен сделать выбор в пользу жизни, никто больше не сможет вдохнуть в него жизнь.

    Я верю, что есть два пути сделать выбор в пользу добра. Первый состоит в подчинении моральным требованиям. Этот путь может оказаться эффективным, однако надо учесть, что на протяжении тысячелетий лишь меньшинство выполняло требования десяти заповедей. Гораздо большее количество людей совершали преступления, если последние преподносились им как требования властей предержащих. Другой путь - прививать вкус к благополучию и совершенствовать ощущение его, поступая хорошо и правильно. Говоря о вкусе к благополучию, я не имею в виду удовольствия в бентамовском или фрейдовском смысле. Я подразумеваю чувство повышенной жизнестойкости, в котором я утверждаю свои силы и самотождественность.

    Я верю, что смысл образования состоит в том, чтобы познакомить молодого человека с лучшей частью человеческого наследия. Но поскольку большая часть наследия выражена в словах, оно действенно только тогда, когда эти слова реализуются в личности учителя или в практической жизни и устройстве общества. На человека может повлиять только воплощенная идея; идея же, оставшаяся словесной, меняет только слова.

    Я верю в способность человека к совершенствованию. Способность к совершенствованию означает, что человек может достичь своей цели, но вовсе не означает, будто он должен ее достичь. Если индивид не делает выбора в пользу жизни, если он не растет, он неизбежно превратится в разрушителя, в живой труп. Греховность и утрата самости столь же реальны, как добродетель и жизненность. Они для человека вторичны, если выбор его заключается в том, чтобы не осуществлять первичные возможности.

    Я верю, что лишь в исключительных случаях человек рождается святым или преступником. Большинство из нас предрасположены и к добру, и к злу, хотя соответствующее влияние этих наклонностей у разных людей различно. Поэтому наша судьба в значительной мере определяется теми влияниями, которые формируют данные наклонности. Наиболее сильное влияние оказывает семья. Но семья, как правило, является агентом общества, приводным ремнем для тех ценностей и норм, которые общество хочет внушить своим членам. Поэтому наиболее важными факторами для развития индивида являются структура и ценности общества, в котором он родился.

    Я верю, что общество занимается как тем, чтобы содействовать человеку, так и тем, чтобы сдерживать его. Только в сотрудничестве с другими людьми в процессе труда развивает человек свои силы, только в историческом процессе создает он самого себя. Но в то же время большая часть общественных систем до сего дня служила целям меньшинства, желающего использовать большинство в своих интересах. Поэтому меньшинство пользовалось властью, чтобы дискредитировать большинство и запугивать его (а косвенно и себя), помешав тем самым всестороннему развитию его способностей. По этой причине общество всегда было не в ладах с человечностью, со всеобщими нормами, действительными для каждого человека. Только когда цели общества совпадут с целями человечества, общество перестанет уродовать человека и содействовать злу.

    Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Мы различаемся по уму, здоровью, способностям. Тем не менее мы все едины. Все мы и святые, и грешники, взрослые и дети, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером.

    Я верю, что человек может охватить опыт целостного универсального человека, только реализуя свою индивидуальность, а не пытаясь свести себя к абстрактному общему знаменателю. Жизненная задача человека совершенно парадоксально сочетает в себе реализацию индивидуальности и в то же самое время выход за ее пределы и достижение универсальности. Только полностью развитая индивидуальная самость способна отбросить Эго.

    Я верю, что становящийся Единый Мир может начать существовать, только если появится Новый Человек - человек, вырвавшийся из архаических связей крови и земли и почувствовавший себя сыном человеческим, гражданином мира; человек, в большей степени преданный всему человеческому роду и жизни, нежели любой из их частей; человек, любящий свою страну потому, что он любит все человечество; человек, чьи взгляды не искажены преданностью только своему племени.[…]

    Я верю в самосовершенствование человека, но сомневаюсь, достигнет ли он этой цели, если не пробудится в ближайшее время.

    Дополнительная литература по теме

    1. Марциновский В. Ф. Смысл жизни. URL: http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovich

    2. Трубецкой Е. Смысл жизни. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1918. URL: http://www.vehi.net/etrubeckoi/smysl_zhizni/index.html

    3. Франк С. Л. Смысл жизни. URL: http://www.vehi.net/frank/smysl_zhi.html

    1. Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Л. : Изд. авт. (М. М. Рубинштейн), 1927. Ч. 1: Историко-критические очерки. 1927. URL:http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_istoriko-kriticheskie-ocherki_1927/

    2. Пелевин В. О. Иван Кублаханов (рассказ). URL: http://psylib.org.ua/books/_pelev02.htm

    3. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла / Перевод Маргариты Маркус.URL: http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt

    1. Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия / Перевод Т.С.Драбкиной. М.: Класс, 1999. URL: http://www.psylib.org.ua/books/yalom01/index.htm(Часть IV. «Бессмысленность»)

    2. Руссо Жан-Жак. Исповедь (любое издание).

    3. Толстой Л. Н. Исповедь (любое издание). Например, URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/ispoved/

    Вопросы по главе

    1. Каким образом осмысляет проблему смысла жизни религия?

    2. Какие ценности определяют смысл жизни согласно философской концепции?

    3. Как рассматривает психология вопрос о смысле жизни?

    4. Не кажется ли вам, что сама постановка вопросы о смысле жизни, является бессмысленной?

    5. Какие еще сферы человеческого духа могут быть задействованы при ответе на вопрос о смысле жизни?

    6. Возможно ли открытие некой «универсальной формулы» смысла жизни или расхождения между разными концепциями этому абсолютно препятствуют?

    Глава III. Тело и телесность