Занятие время суток средней группе. Что такое сутки? Беседы о времени

По познавательному развитию

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Дни и сутки»

Щербакова Л. А. воспитатель д/с №17
г.Алексеевка, Белгородской области

Цель:

  1. Знакомить детей с последовательностью частей суток.
  2. Познакомить детей с понятием сутки.
  3. Учить детей устанавливать временную последовательность.
  4. Закрепить дни недели.

Ребята очень интересно путешествовать в разное время суток, узнать, что происходит утром, днём, вечером и ночью. Вот мы и отправляемся в такое путешествие. Я прочту стихотворение:

Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идёт по делам.

Какое время наступило, догадайтесь сами?

А почему вы думаете, что наступило утро? (светло, начинает светить солнце) УТРО - важное время суток. За ночь все отдохнут, а утром начинают работать. Народ так говорит: Утро всему начало. Утро день красит.

Прошло утро - наступил день. ДЕНЬ - время, когда люди работают. Люди стараются работать хорошо, беречь время и делать красивые вещи, быстро строить, растить хлеб, овощи и фрукты.

После дня, наступает вечернее время. ВЕЧЕР - это время после работы, учёбы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Говорят о своих делах, близких, говорят тепло и радостно.

После каждого времени суток наступает НОЧЬ. Что делают люди ночью? Спят...

Доброй ночи молвит тишина,

Каждому она сейчас слышна.

Говорит бесшумными словами,

Спите, я всю ночь останусь с вами.

Посмотрите на эти картинки и скажите, какое время суток здесь нарисовано? (картинки - утро, день, вечер, ночь)

Как вы думаете, где ночует солнышко, когда вы спите.

Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру небо темнеет, появляются звёзды - наступает ночь. Где ночует солнышко? Куда оно прячется на ночь? Да никуда! Дело в том, что угасает день, наступает ночь. Планета всё время поворачивается, движется, а мы ничего не чувствуем, ничего не замечаем. Движется по небу солнце, восходит днём на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт. Ребята, давайте проделаем такой опыт: яблоко - наша Земля; флажки (синие и белые) - наши дома; горящая свеча - Солнце.

Итак, половина яблока освещена - половина тёмная. В синем доме сейчас день, в белом темно, там ложатся спать. Повернём яблоко так, чтобы синий дом скрылся в тени и в белом наступило утро. Ещё повернём яблоко и снова сгущаются сумерки. Наша игрушечная Земля сделала один полный оборот. Это время называется - СУТКАМИ. Они сменяют друг друга. На картинке обратите внимание - утро, день, вечер, ночь - это одни сутки. У вас на столах есть 4 времени суток - они окрашены в цвет неба. Поднимите карточку утро, день, вечер, ночь. А вот девочка «Лежебока»- она была ленива, и всё время хотела спать. Послушайте стихотворение «Лежебока»:

В понедельник я проснулась,

А во вторник потянулась,

В среду сладко потянулась,

А в четверг опять заснула,

Спала я и в пятницу,

А в субботу не ходила на работу,

Но зато уж в воскресенье,

Спала весь день без пробуждения!

А вы хотите быть лежебоками? Неинтересно быть лежебоками - пока спишь ничего интересного не увидишь, ни о чём не узнаешь, а время пройдёт и не вернётся. Сели за столы. Дети сосчитайте, сколько листиков у вас на столах?

Посмотрите, какие дни недели.

Первый листок, первый день недели - это понедельник, мы его узнаем по одному кружку и по синей полоске.

Как называется второй день недели?

Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по жёлтой полоске и по двум кружочкам.

Теперь найдите третий день недели. После вторника, какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды?

Как называется четвёртый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает четверг?

Как называется пятый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает пятницу? Эти пять дней рабочие, назовите их, а Лера выйди и найди на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть ещё два дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? Эти дни считаются выходными.

А сейчас, поиграем: выйдут 5 дней рабочих и 2 выходных это будет неделя. В неделе семь дней.

Конспект занятия для средней группы «Время, части суток»

Ход занятия

Дети садятся за столы, перед ними на мольберте картинка с изображением Незнайки и игрушка, старик Лесовик с часами..

Воспитатель: Ребята, сегодня нужна ваша помощь Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старику-лесовику, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Гном-волшебник рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Ответим на задания Хранителя времени?

Дети: Да!

Воспитатель: Итак, первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.

Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: А сколько их всего?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Молодцы, вы верно справились с первым заданием. Второе задание, что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.

Дети: - Утро, потому что Солнышко встает.

- День, так как Солнце высоко в небе.

- Вечер, Солнце садиться.

- Ночь, на небе появляются звезды и Луна.

Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились! Дети, не только Солнце и небесные тела помогают определить часть суток, но и то, чем человек занимается. Поэтому, третьим заданием гнома-волшебника будет игра – «Когда это бывает?»

Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!

Подвижная игра «Геометрическая прыгалка»

(Две команды на скорость прыгают только по заданным геометрическим фигурам разложенным на полу в виде цепочки). Поиграли, сели за столы.

Воспитатель: Следующая игра-задание называется «Закончи предложение»:

- Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).

- Ночью спим, а утром …(просыпаемся).

- Играем днем, а ночью …(спим).

- Солнце светит днем, а Луна …(ночью).

Молодцы, справились! И последнее задание Хранителя времени: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.

Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.

Воспитатель: Обе команды молодцы, со всеми заданиями вы справились! Хранитель времени готов расколдовать Незнайку! Закройте глаза!

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает куклу Незнайку.

Воспитатель: Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит вас за помощь и хорошие знания. А на прощание хотел вам пожелать:

Утро, день, вечер, ночь

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Нужно каждый час беречь!

Берегите время и знания! До свидания!

Приложение:

Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».

Программное содержание:

    Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;

    Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;

    Учить имитировать действия;

    Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;

    Продолжать учить различать цвета;

    Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево, право, низ, верх;

    Продолжать учить отгадывать загадки;

    Закреплять умение наклеивать;

    Воспитывать аккуратность;

    Продолжать следить за осанкой детей.

Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».

Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».

Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи, загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги для детей, подбор музыки.

Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного, серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные, кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульях полукругом.

— Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?

(Ответы детей)

— Почему вам здесь нравится?

(Ответы детей)

— А кто вас будит по утрам?

(Ответы детей)

— А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?

(Ответы детей)

Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.

— Как вы думаете, почему часам дали такое название?

(Ответы детей)

— Кто еще будит людей по утрам?

(Ответы детей)

— Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка!

Деткам спать не даешь?

— А есть ли у кого дома петушок? (нет!)

— Где живут петухи? (В деревне)

Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить, как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.

— Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.

Дети читают загадки:

    Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

    Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем!

    Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

    В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит.

— Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.

Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает.

— После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.

— Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)

— Какое время года сейчас? (Весна)

— Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.

— Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)

— Как называется еда по утрам? (Завтрак)

— Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.

— А как называется еда днем? (Обед)

— После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.

— Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).

Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.

Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)

Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.

— Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)

— Раннее утро? (Серым)

— Середину дня? (Синим)

— Вечер? (Фиолетовым)

Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.

— Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет отмечать части суток.

— Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.

— Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.

— Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.

— Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.

Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.

— Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.

Тик-так, тик-так,

А потом вот так,

А потом вот так,

Тик-так, тик-так.

— Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, сделали волшебный будильник.

А еще мы часто вспоминали про солнышко, и оно дарит вам свою частицу.

Выходите на ковер, становитесь в круг.

(Воспитатель раздает детям шаблон солнышка).

Конспект НОД по математике в средней группе «Части суток»

Цель :

Продолжать знакомить детей с частями суток : утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью;

Задачи :

Научить определять части суток по признакам деятельности человека;

Развивать логику, образное мышление, внимание;

Воспитывать умение и желание отвечать.

Активизировать слова утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный материал : картинки « Части суток » .

Ход НОД:

Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло) .

Ребята, отгадайте, когда это бывает :

Над рекой заря встаёт

На дворе петух поёт.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

(утро)

«утро»

Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается : и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.

Что вы делаете утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).

Солнце в небе высоко

До заката далеко

Зёрна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

(день)

Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.

Воспитатель показывает картинку «день»

А что вы делаете днём? (Ответы детей) .

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к нам идёт,

Сказку он с собой ведёт.

(вечер)

Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.

Что вы делаете вечером? (Возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).

Воспитатель показывает картинку «вечер»

В небе звёздочки горят.

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках,

Ну, а мы в своих кроватках.

(ночь)

Когда это бывает? (дети отвечают ночью)

Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (спим) .

Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках ? (утро-1, день-2,

вечер- 3, ночь-4).

Сколько частей в сутках ? (четыре) .

Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» .

Дидактическая игра

Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером) .

Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром) .

Днем мы обедаем, а завтракаем (утром) .

Солнце светит днем, а луна (ночью) .

Ужинаем мы вечером, а обедаем (днем) .

Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови части суток »

Дидактическая игра

Воспитатель называет любую часть суток , дети продолжают называть в правильной последовательности. Пример : В.: - день; Д.: - вечер, ночь, утро;

В.: - ночь; Д.: - утро, день, вечер.

Молодцы, ребята.

Итоги НОД:

Давайте еще раз по-порядку назовем все части суток . На сколько частей делятся сутки ? Назовите, что идет за ночью, днем, вечером?

Галина Голикова
Занятие в средней группе «Части суток»

Занятие в средней группе «Части суток » .

Цель : Уточнить представление о частях суток , связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью; развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление; учить имитировать действия обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия. Закреплять знания о частях суток . Упражнять в нахождении нужного изображения. Формировать чувство времени. Воспитывать усидчивость.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

Любите ли вы ходить в детский сад?

Почему вам здесь нравится?

Кто вас будит по утрам?

Ваши родители сами просыпаются по утрам или им кто-то помогает? (Показываю детям будильник, демонстрирую его работу)

Дети а как вы думаете почему часам дали такое название?

А кто еще будит людей по утрам?

Чтение стихотворения «Петушок, петушок, золотой гребешок!»

Важный пёстрый петушок

Гордо носит гребешок.

На заре всегда встаёт,

На работу всех зовёт :

– Лежебоки, хватит спать,

Надо солнышко встречать!

Песню звонкую пропел

И в курятник улетел.

Он немного не доспал –

Слишком рано утром встал.

Скажите пожалуйста в какое время пропел петух (Утром)

Итак вы проснулись утром. Что вы делаете потом? (Детям нужно назвать свои действия :чистят зубы, умываются, одеваются)

После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад. Вспомните светло или темно на улице в это время.

Что вы делаете придя в детский сад? (Раздеваются, играют, моют руки, садятся за стол)

Как называется еда по утрам?

После занятий вы идете на прогулку. На улице совсем светло, даже если небо в тучах. Солнышко совсем проснулось. Какое время наступило? (Наступил день)

После прогулки вы заходите в группу садитесь за стол .

Загадка. Повар сделал 100 котлет- приглашает на обед (день) .

А как сказать, чтобы было понятно, что кушать вы будете именно днем а не утром или вечером? (Вы будете обедать)

После обеда - тихий час. Почему он так называется?

Еще его можно называть дневной сон.

Вы проснулись, пополдничали, немного поиграли, тут и родители за вами пришли. Как можно называть время когда вы уходите домой? (Вечер)

На улице уже не так светло. Вы приходите домой, всей семьей садитесь кушать.

Как назвать еду вечером? (Ужин)

Солнышко садится, всех зовёт угомониться.

Хочется посмотреть в тиши : «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)

Дети спят в кроватке,

Снятся сны им сладко – сладко.

Звёзды светят им в тиши,

Спите крепко малыши (ночь) .

Наступает ночь.

Что будет после ночи?

Что идет после утра? (дня)

(Физминутка)

Смотри скорей, который час

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево раз, направо раз

Тик-так, тик-так, тик-так!

(тикают часы)

Стрелка, стрелка покрутись,

время суток покажись !

Показать детям несколько кругов одинакового размера. Черного, серого, голубого, фиолетового цвета.

Каким кружком мы можем обозначить ночь? (черным)

Раннее утро (серым)

Середину дня? (голубым)

Вечер? (фиолетовым)

Дидактическая игра : «Части суток »

Утром солнышко встает,

Спать ребятам не дает!

Ну – ка детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

(Дети показывают серую картинку)

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

(Дети показывают голубую картинку)

Ну, а вечером ребята,

Все окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам – вкусный ужин.

(Дети показывают фиолетовую картинку_

Ночью на небе – луна,

Очень строгая она :

Наблюдает – все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем спокойной ночи!

(Дети показывают черную картинку)

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей средней и старшей группы «Части суток» Дидактическая игра «Части суток» Цель: расширять представления и закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, формировать.

Конспект ООД в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний». Времена года. Части суток. Дни недели [b]Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний» (открытый просмотр.

Конспект НОД по ФЭМП «Части суток» Конспект ООД по ФЭМП Тема: «Части суток» Цели: 1 Закреплять умение различать и называть части суток «утро», «вечер» 2 Развивать мышление.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Путешествие с волшебными орешками». Счет. Дни недели, части суток Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие с волшебными орешками» Образовательная область: «Познавательное.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе. Счет. Геометрические фигуры. Части суток Конспект образовательной деятельности детей в средней группе. Цель: Выявить сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП. Программные.

Конспект ОД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток» Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить различать понятия.