Диагностика девиантного поведения детей и подростков. Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых Тест на отклоняющееся поведение онлайн

Девиантное поведение сложно не заметить. В широком смысле им называют любые поступки индивида, не соответствующие общепринятым нормам. Однако сложность в том, что отклонения имеют относительный характер. Как же определить, где отклоняющееся в общепринятом понимании поведение, а где индивидуальность человека и самовыражение? О способах диагностики девиантного поведения читайте в этой статье.

Отклонения могут рассматриваться с точки зрения клинической, возрастной или общей психологии, социологии, криминологии. В каждой отрасли свои способы выявления самого факта отклонений и их конкретного проявления. Я предлагаю вам рассмотреть диагностику девиаций с позиции клинической и общей психологии.

Историческая справка о диагностике девиаций

На настоящем этапе развития науки выбор методик для диагностики девиаций огромен, но этот список регулярно пополняется новыми элементами или модификациями имеющихся. Всего можно выделить 3 поколения диагностических методик:

  1. Первые способы обследования индивидов основывались на клинических симптомах, анамнезе и скорее имели интуитивный характер. То есть специалисты выносили прогноз посредством наблюдения и профессионального опыта.
  2. Второе поколение основано на статистике, то есть выявлялась связь между девиациями и конкретными фактами, которые можно измерить (уровень образования, доход семьи).
  3. Методики третьего поколения учитывают не только реальные данные, но и динамические факторы, например, взаимоотношения с ровесниками, школьную успеваемость. Еще одно достижение новых методик – оценка и учет потребностей индивида.

Именно третье поколение исследований и используется в настоящее время. Среди них можно выделить средства общей диагностики и частной для определения отклонений.

Клиническая психология

В клинической психологии отклонения поведения рассматриваются как расстройства поведения (РП). О девиации говорит наличии как минимум нескольких симптомов из перечисленных ниже (материал взят из классификации DSM-IV).

Агрессия по отношению к людям и животным (минимум 3 признака наблюдаются в течение года)

  1. Часто задирает других, угрожает им или запугивает их.
  2. Часто инициирует драки.
  3. В качестве орудия насилия использует предметы, способные причинить серьезные физические повреждения другим.
  4. Совершал кражу с нападением на жертву.
  5. Проявлял физическую жестокость по отношению к людям.
  6. Проявлял физическую жестокость по отношению к животным.
  7. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям.
  8. Умышленно совершал поджоги с намерением причинить серьезный ущерб.
  9. Умышленно уничтожал чужое имущество.
  10. Намеренно проникал в дом или автомобиль другого человека.
  11. Часто использовал обман для получения материальной выгоды (мошенничество).
  12. Совершал кражи без нанесения физического вреда.
  13. Начавшиеся до 13-летнего возраста частые случаи отсутствия дома по ночам, несмотря на запреты родителей.
  14. По крайней мере дважды убегал из дома ночью (или однажды долго не возвращался домой из побега).
  15. Частые прогулы школы, начавшиеся до 13 лет.

Оппозиционно-вызывающее поведение (минимум 4 признака наблюдаются от полугода)

Отдельное условие: симптомы отмечаются значительно чаще, чем у людей того же интеллектуального уровня развития.

  1. Часто выходит из себя.
  2. Часто спорит со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять требования взрослых или правила.
  4. Часто переносит вину на других.
  5. Часто обидчив или ему легко досадить.
  6. Часто сердит или негодует.
  7. Часто злобен или мстителен.

Стоит отметить, что у детей младшего возраста чаще встречается оппозиционно-вызывающее поведение, в то время как у подростков и взрослых – асоциальное, агрессивное поведение.

  • дистимия (упадническое настроение) и гиперактивность;
  • неудачи в учебе или работе (сложности в выполнении задач, проблемы с пониманием);
  • неудачи в межличностных отношениях или их отсутствие.

Прогноз

Чем больше наблюдается симптомов и чем они больше выражены, чем больше проблем накладывается друг на друга, тем хуже прогноз. Так, например, агрессивный человек, но не имеющий проблем на работе, в межличностных отношениях имеет лучший прогноз, чем тот, кто имеет проблемы во всех сферах.

  • Без коррекции в будущем у мужчин, как правило, сохраняются те же симптомы, которые выливаются в преступность, алкоголизм и наркоманию, насилие и агрессию, антисоциальную направленность.
  • У женщин происходит некоторая трансформация: вместо преступности развиваются эмоциональные и личностные расстройства.

Что делать?

В работе эффективна модификация поведения, тренинги решения социальных проблем и приобретения социальных навыков. Психотерапия редко оказывается эффективной, по крайней мере если речь идет о сознательной коррекции поведения ребенка (саморегуляции). Однако это возможно в отдельных случаях (чаще у подростков и взрослых людей). Иногда необходим прием медикаментов (при наложении гиперактивности).

Вместе с этим оказывается консультационная помощь семье. Полезно проведение семейной психотерапии, однако она не всегда оказывается эффективной в дезорганизованных семьях. Еще один популярный и действенный способ – тренинги (как индивидуальные, так и групповые). Можно использовать для коррекции отношений детей и взрослых, взрослых детей и родителей, отдельных индивидов. Цель тренингов – возвышение положительного (желаемого) и минимизация роли нежелательного, то есть перестройка ценностей и общего взгляда на ситуацию.

Способы диагностики в общей психологии

Полноценную диагностику девиаций лучше доверить специалисту (психолог, психотерапевт, социальный педагог). Однако некоторые методы можно применить самостоятельно, например, диагностические тесты и опросники. Хочу познакомить вас с базовыми элементами диагностики:

  1. Наблюдение в процессе беседы или со стороны. В результате этого специалист получает информацию об условиях жизни ребенка или взрослого, его увлечениях, окружении, личностных особенностях (темперамент, скорость психических процессов и другое). Таким образом, специалист выявляет возможные негативные факторы и положительные сферы, то есть те, где можно найти поддержку при лечении девиаций.
  2. Опрос родителей, друзей и других субъектов окружения исследуемого индивида. Из этих бесед специалист складывает образ человека в глазах других людей. В первом случае обследуемый описывает мир и себя собственным взглядом, который нередко расходится с реалиями. Или же наоборот, окружение видит индивида хуже, чем он есть. Например, подросток просто ищет поддержку и внимание, потому хулиганит, а родители этого не понимают и считают своего ребенка агрессивным, опасным и так далее.
  3. Тестовые методики (опросы и анкеты) для выявления особенностей личности. Комплекс подбирается индивидуально, но как правило, нужно выявить акцентуации характера, темперамент, направленность личности, уровень тревожности. То есть рекомендуется использовать общие личностные опросники, а на основе их результатов – более узкие (по выявленным слабостям личности).
  4. Опросники для выявления самих девиаций (отдельных видов) и склонности индивида к ним.
  5. Диагностика подсознания. Если в описанных ранее методах человек в основном выдавал сознательные элементы (не считая беседы, там через наблюдение можно что-то заподозрить), то при проведении проектных методик заговорит подсознание личности. Нередко отклонения обусловлены подавленными эмоциями, фобиями, травмирующими ситуациями.

Базовые общие методики диагностики

В данном разделе я хочу познакомить вас с некоторыми конкретными методиками, которые можно использовать при диагностике девиаций у детей и взрослых.

Личностные тесты

  1. Для диагностики людей в возрасте от 16 лет рекомендую использовать «Минесотский многофакторный опросник личности». Он выявляет ипохондрию, депрессию, истерию, психопатию, мужественность-женственность, интроверсию-экстраверсию, психастению, паранойю, гипоманию, шизофрению.
  2. Для исследования подростков (14-18 лет) подойдет методика «Патахарактерологический диагностический опросник». В результате ее прохождения выявляются акцентуации личности, психопатии и индивидуальные склонности к тем или иным девиациям, выраженность реакции эмансипации, мужественность-женственность, органические поражения психики. Вопросы составлены по темам: самочувствие, настроение, сон, пробуждение, аппетит, алкоголь, секс, одежда, финансы, родители, друзья, окружающие, незнакомые, одиночество, будущее, новое, неудачи, приключения, лидерство, критика, опека, правила, детство, школа, оценка в данный момент.
  3. Общим для всех возрастов и одним из базовых является опросник Айзенка. Существует модификация для детей и отдельная модификация для взрослых. Методика выявляет темперамент человека, экстраверсию-интроверсию, возбудимость-устойчивость.

Проектные методики

  1. Среди проектных методик для диагностики детей от 10 лет и взрослых рекомендую использовать методику Сонди. Это портретный тест, направленный на выявление скрытой заложенной природой специфики личности, влечений и сфер их применения (культура и гуманизм, техника и цивилизация, религия и этика, театр, точные и гуманитарные науки, поэзия, коллекционирование и экономика, речевые виды деятельности). Это своеобразный анализ судьбы. Он выявляет все факторы (генетический, личностный, социальный) отклонений и сами вероятные отклонения. Очень обширная и сложная для трактовки методика. Однако найти ее можно в свободном доступе в интернете и даже пройти в режиме онлайн. Я сама ее проходила, могу сказать, что тест довольно точен (выдал большую часть истинных положений обо мне).
  2. Еще одна методика из проектных – тест Розенцвейга. Для детей от 4 до 13 лет нужно использовать детскую модификацию, для лиц от 15 лет – взрослую, подросткам от 12 до 15 лет подойдут оба варианта методики. Тест выявляет специфику реагирования личности на проблемную ситуацию или неудачу и выход из нее. Испытуемому предлагается найти решение нескольких готовых ситуаций (наглядный материал – картинки).

Методики определения детско-родительских отношений

Чаще используется для диагностики детей и подростков, однако не будем забывать о том, что все мы – дети. И нередко взрослые девиации берут свое начало в семье, во взрослом девианте сидит обиженный, непризнанный, запуганный ребенок. Рекомендую использовать следующие методики для выявления возможных семейных причин девиаций:

  1. Опросник Варга для выявления того, как родители относятся к своему ребенку (методика для родителей).
  2. Опросник Шафера на выявление отношения подростка к родителям (методика для детей).

Методики для выявления школьных проблем у детей и подростков

Подойдут любые методики изучения школьной тревожности, уровня адаптации, например:

  • опросник Филипса;
  • социометрия школьника.

Взрослая тревожность

Потребности, мотивы, ценности

Для диагностики этих категорий личности методики подбираются отдельно и, как правило, имеют специфику «незаконченности». Например, можно использовать:

  • метод «Недописанных предложений»;
  • тесты ранжирования (тест Роршаха);
  • «Фантастический выбор»;
  • «Недописанное письмо».

Методики для выявления девиаций как таковых


Элемент теста Роршаха

Отдельным большим пунктом хочу рассмотреть методики по определению непосредственно отклоняющегося поведения или склонности к нему. В основе обследования лежит феноменологический подход, то есть определение всех девиаций (положительных и отрицательных).

  • Напомню, под положительными девиациями подразумевается самопожертвование, героизм, создание объектов культуры, то есть то, что обеспечивает прогресс общества.
  • К негативным девиациям относится алкоголизм, наркомания, проституция и сексуальная распущенность, преступное поведение, саморазрушение и другие формы поведения, провоцирующие регресс человека и общества в целом.

Подробнее о самом феномене девиантного поведения вы можете прочитать в моей статье .

Методика «Девиантное поведение» (авторы – М. Ю. Колосницына и Е. А. Кадацкая) базируется на личностных тестах и выявляет склонность к отклонениям. Тест включает 105 пунктов, по результатам ответа на которые можно определить склонность индивида к:

  • аутодеструктивной девиации, то есть саморазрушению (причина – стремление к риску);
  • патахарактерологической девиации (причина – внутриличностный конфликт, агрессивность и импульсивность);
  • делинквентной девиации, то есть преступному поведению (причина – недостатки в потребностно-мотивационной сфере, педагогические упущения, инфантилизм);
  • аддиктивной девиации, то есть уходу от реальности в основном по средствам ПАВ;
  • аутоагрессивной девиации, то есть склонности к суициду (причина – анатомия, альтруизм, эгоизм);
  • девиантному поведению (склонность к отклонениям как таковая).

Каждому типу соответствуют свои личностные характеристики, которые выявляются в процессе тестирования.

  1. Аутодеструктивное отклонение: конформность, беспечность, сензитивность, наивность, радикализм, сниженный контроль желаний.
  2. Патахарактерологические отклонения: эмоциональная неустойчивость, недобросовестность, сниженный уровень социальной активности, подозрительность, прямолинейность, бестактность, эмоциональная напряженность, низкий самоконтроль, фрустрированность.
  3. Делинквентные отклонения: эмоциональная неустойчивость, доминантность, несознательность, подозрительность, прямолинейность, бестактность, тревожность, низкий самоконтроль, фрустрированность.
  4. Аддиктивное отклонение: эмоциональная неустойчивость, доминантность, экспрессивность, несознательность, робость, подозрительность, мечтательность, наивность, тревожность, низкий самоконтроль, фрустрированность.
  5. Аутоагрессивное поведение: обособленность, ригидность, эмоциональная неустойчивость, несознательность, робость, подозрительность, наивность, тревожность, эмоциональное напряжение, фрустрированность, низкий самоконтроль.

Кроме описанной выше выявлена еще одна закономерность: девиации сочетаются с тем или иным типом характера (его выраженными чертами).

  1. Аутодеструктивное поведение – с гипотимным типом; не сочетается с ипохондрией, депрессией, истерией, интроверсией, тревожностью.
  2. Патахарактерологическая девиация – с социопатическим типом и аггравацией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  3. Делинквентные отклонения сочетаются с гиппоманией и аггравацией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  4. Аддиктивное поведение – с аггравацией и гипоманией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  5. Аутоагрессия сочетается с аггравацией, интроверсией, шизоидностью; не сочетается с истерией.

Эти особенности можно учитывать при трактовке общего итога по результатам разных методик. Очень важно правильно учесть совокупность результатов.

Существует еще одна методика, которая называется «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р. В. Овчарова). Опросник состоит из 98 утверждений, которые позволяют выявить:

  • установку на социальную желательность;
  • склонность к социальной желательности;
  • склонность к аддиктивному поведению;
  • склонность к самоповреждению и саморазрушению;
  • склонность к агрессии и насилию;
  • уровень самоконтроля эмоций;
  • склонность к делинквентному поведению.

Итоги теста подводятся при сопоставлении индивидуальных ответов обследуемого и представленных в методике нормальных результатах. Найти тест вместе с ключами и таблицей нормы можно в интернете.

Существует еще одна похожая методика с аналогичным названием. Авторы – Э. В. Леус и А. Г. Соловьев. Опросник включает в себя 75 утверждений. По итогу определяется выраженность таких шкал:

  • зависимое поведение;
  • самоповреждающее поведение;
  • агрессивное поведение;
  • делинквентное поведение;
  • социально обусловленное поведение.

Другие методики

Хочу также кратко познакомить вас еще с несколькими методиками, которые тоже могут пригодиться при проведении диагностики девиаций у детей и взрослых. Я только перечислю их названия, назначение и авторство. При желании вы, дорогие читатели, без проблем сможете найти их в интернете:

  1. Тест для выявления специфики отношений между личностью и другими индивидами Т. Лири.
  2. Д. Скотт «Карта наблюдений». Выявляет предпосылки девиаций.
  3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
  4. А. Эллис «Методика для определения асоциальных установок и их выраженности». Определяет склонность к девиациям.
  5. Б. Киллинджер «Тест на определение трудоголизма» (отдельные девиации).
  6. П. Карнес «Тест на выявление девиаций в сексуальной сфере».
  7. Т. А. Никитина «Тест на выявление интернет-зависимости».
  8. Методика RAFFT для выявления алкоголизма и наркомании.
  9. Методика К. Леонгарда – Х. Шмишека для выявления акцентуаций характера. Общее обследование личности.
  10. Г. В. Залевский «Тест на ригидность». Личностный опросник.
  11. Методика «Дом, человек, дерево». Выявляет особенности личности.
  12. К. Томас «Стратегии поведения в конфликте».
  13. Э. Хайм «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий». Позволяет выявить особенности реагирования личности на стресс.

Таким образом, при диагностике девиантного поведения важно определить не столько сам факт его наличия, сколько его конкретный вид, склонности к другим девиациям, слабые стороны личности, специфику социальной среды развития, причины девиаций и негативные факторы в среде индивида.

Успешная и точная диагностика – залог корректной и эффективной работы. Даже профилактические мероприятия не имеет смысла проводить наощупь. Нужно знать неустойчивые для личности области и с ними работать. Если речь идет об уже случившихся деформациях, то важно максимально точно определить их специфику и детерминанты.

  1. С. В. Духновский «Диагностика межличностных отношений».
  2. А. Г. Лидерс «Психологическое обследование семьи».
  3. Е. П. Ильин «Психология индивидуальных различий».
  4. В. Б. Шапарь «Практическая психология. Инструментарий».
  5. Н. В. Майсак «Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: Монография».
  6. О. П. Макушина «Методы психологического изучения девиантного поведения».

Как вы, наверное, могли заметить, гораздо больше информации можно найти о детских и подростковых девиациях. Почему? Потому что именно этот период самый опасный, но в то же время самый удачный для коррекции. Подробнее о девиациях этого возраста вы можете прочитать в моей статье .

Общайтесь со своими детьми и другими членами окружения. Учитесь понимать себя. Развивайте позитивные девиации и искореняйте негативные, совершенствуйте мир и себя!

Практикум по психодиагностике

девиантного поведения у трудных подростков

Предисловие

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

Карта наблюдений (Д.Стотта)

Опросники Т.М. Ахенбаха

Опросники Т. М. Ахенбаха для учителей

Диагностика социально-психологической запущенности детей

«Шкала принятия других» (В.Фейя)

«Шкала доброжелательности» (Д.Кэмпбелла)

«Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта)

«Шкала враждебности» (В.Кука - Д.Медлей)

«Шкала доверия» (М.Розенберга)

Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?

Методика для оценки наличия и выраженности иррациональных установок (А.Эллиса)

Модифицированный вариант опросника «Решение трудных ситуаций»

2.Методики для выявления зависимого поведения

Тест RAFFT (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) для быстрой диагностики алкоголизма и наркомании у подростков

Анкета для раннего выявления родителями химической зависимости у подростка (Е.В.Змановская)

Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST)

Тест Фагерстрёма на определение степени никотиновой зависимости

Тест на определение работоголизма (Б. Киллинджер)

Тест на интернет-аддикцию (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров)

Скрининг-тест на выявление сексуальной аддикции (П. Карнес)

Методика оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении

3.Методики для оценки характерологических особенностей

Томский опросник ригидности (ТОР) (Г. В. Залевский)

Методика определения акцентуации характера (К.Леонгард -Х.Шмишек)

Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е.Личко)

Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер)

Опросник PEN (Г. Айзенк, С Айзенк)

Опросник EPQ (Г.Айзенк)

Опросник EPI (Г.Айзенк)

Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина"

Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)

Тест «Дом. Дерево. Человек»

4.Методики диагностики социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе

Методика диагностики межличностных отношений (Т.Лири)

Методика «Q-сортировка», или ваше мнение о себе самом

Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В.Шутца)

Шкала социально-психологической адаптированности

Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (вариант метода Сакса-Сиднея – 2 автора)

Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас)

Методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса-А.Дарки – 2 автора)

Тест для оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер)

Методика диагностики эгоцентризма у подростков (Т. И. Пашуков)

Модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения»

5.Методики для выявления эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления

Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк)

Методика для оценки психологических защит (Р.Плутчик, Г.Келлерман)

Методика определения индивидуальных копинг стратегий (Э. Хайм)

Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор)

Миссисипская шкала (гражданский вариант)

Шкала оценки влияния травматического события

Шкала депрессии

6. Опыт практической работы по социальной адаптации трудных подростков на площадках ООО «Новое поколение»

Список литературы

Предисловие

Проблемы понимания, предупреждения и коррекции де­виантного поведения молодежи являются междисципли­нарной областью научного исследования, предметом внима­ния многих наук. Особое место в исследовании и решении этих проблем, на наш взгляд, должна занимать психология и педагогика, поскольку среди многочисленных факторов, спо­собствующих как появлению, развитию, так и снижению и ликвидации девиантного поведения, совокупные психолого-педагогические влияния играют ве­дущую роль.

Несмотря на то, что девиантное поведение как явление в подростковой среде не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психолого-педагогическо­го сообщества в целом, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны.

Вместе с тем, социологические исследования последних лет свидетельствуют о неуклонном увеличении темпов роста преступности в молодежной среде (преступность несовершеннолетних растет в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних). На сегодняшний день уровень криминальной пораженности несовершеннолетних в полтора раза выше, чем у взрослых. Одной из главных причин криминализации детей и подростков является недостаточное (или неправильное) воспитание детей в семье и в учреждениях общего образования. Именно вследствие неправильного воспитания происходит деформация мотивационной и ценностно-смысловой сферы подрастающего человека и образуются отрицательные тенденции в развитии его личности, которые служат психологической основой «отклоняющейся социализации» (в форме наркомании, алкоголизма, проституции, бродяжничества, преступных и иных антисоциальных действий). По этой же причине устойчивая криминогенная ориентация среди несовершеннолетних преступников фиксируется значительно чаще, чем среди взрослых.

Проблема безнадзорности и беспризорности детей, ставшая одной из наиболее острых для России в 1990-е годы, тесно связана с ситуацией на рынке труда и общей социально-экономической обстановкой. Стремление детей самоопределиться толкает определенную часть из них на заведомо опасный, но более приемлемый в плане получения дохода путь. В настоящее время в России существенно различаются экспертные оценки масштабов безнадзорности и беспризорности детей: максимальная оценка - 2–5 млн., минимальная - 100–500 тыс. детей. В то же время, несмотря на предпринимаемые усилия по решению данной проблемы с привлечением немалых государственных ресурсов, результаты нельзя пока признать удовлетворительными. Число беспризорных и безнадзорных детей, находящихся в социально опасном положении и доставленных в органы МВД, в 2005 г. превысило 1 млн. 140 тыс. человек.

Поэтому весьма важным направлением работы с трудными подростками является их психологическое сопровождение на всех этапах социализации.

Основными направлениями деятельности психолога в рамках психологического сопровождения подростков являются:

Психодиагностика;

Психологическое консультирование;

Психопрофилактика;

Психокоррекция;

Психологическая пропаганда и обучение;

Профориентационные мероприятия;

Психологическая экспертиза.

Фактически вся работа начинается с психодиагностики, так как без психологического диагноза невозможно целенаправить работу с данным контингентом.

Психодиагностика – это направление практической психологии, которое имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека, а также со способами и средствами их измерения.

Использование психодиагностического инструментария, излагаемого в данном практикуме, позволит на раннем этапе выявить склонности у подростков к девиантному поведению, а также уточнить психологические характеристики у данного контингента для оптимизации проведения с ними коррекционно-профилактических мероприятий в целях улучшения социально-психологической адаптации указанного контингента.

1. Методики для выявления предпосылок развития девиантного поведения

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

Инструкция. Перед вами - ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «Да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «Нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть плохих или хороших, правильных или неправильных ответов. Очень долго не обдумывайте, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление улучшить или ухудшить ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Текст опросника. Вариант М (мужской)

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

9 Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.

15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Я иногда не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь –один раз отрежь».

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые выказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

46. Иногда я скучаю на уроках.

47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

48. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

49. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

50. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

51. Если уж сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

53. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

54. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

60. Меня раздражает, когда девушки курят.

61. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

64. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

65. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

66. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

67. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

70. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

72. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

73. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

74. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

75. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

76. Когда человек в пылу спора прибегает к сильным выражениям - это нормально.

77. Я часто не могу сдержать свои чувства.

78. Бывало, что я опаздывал на уроки.

79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

82. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

83. Я часто совершаю поступки под влиянием сиюминутного настроения.

84. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

86. Бывает, что мне приходится скрывать о взрослых некоторые свои поступки.

87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

88. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

90. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

93. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

94. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

95. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

96. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

97. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Педагог-психолог

Первичная диагностика девиантного поведения

Количество школьников с девиантным поведением , к сожалению, с каждым годом возрастает, что определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации.

Главный аспект в работе делается не столько на назологической диагностике, столько на дифференциации основных клинико-психологических типов расстройств поведения, обеспечивающей педагогу реальную возможность их выделения и психолого-педагогической коррекции. Разграничение этих вариантов расстройств поведения необходимо и для их профилактики в доподростковом возрасте, а также для решения вопросов отбора в специальные школы, открываемые в настоящее время для детей и подростков со стойкими нарушениями поведения.

Практически в каждой образовательной организации, школе, детском доме есть дети и подростки, которые не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Трудные подростки составляют до 40% всех обучающихся в среднем звене. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления. Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учёбе, несмотря на стандартный уровень интеллекта. Чередование небольших периодов работы и «отдыха – непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим – 45-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики не в состоянии обучаться наравне с другими детьми, они составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников.

Основу трудности подростков составляют: агрессивность , грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.

К основным формам девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм) поведения, имеющих место среди учащихся школ, школ-интернатов, относятся и аддиктивное поведение – это табакокурение, токсикомания, употребление алкоголя, а также гиперсексуальность, воровство, побеги и уходы, совершение правонарушений и преступлений.

Таким образом, девиантное поведение можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Главная цель в работе с такими детьми и подростками – это диагностика особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, выяснение причин нарушений и их профилактика в обучении и воспитании, обеспечение ее полноценного психического развития, коррекция личности, искоренение ее негативных и формирование на этой основе положительных качеств личности. Для реализации этих целей необходимо существенно.

На первом этапе диагностики девиантного поведения необходимо собрать общие сведения о ребенке, сведения о его семье, о взаимоотношениях в семье. Для этого можно использовать Карту психологической характеристики личностного развития подростка (. Психология девиантного поведения). Затем приступать к диагностике личностного и интеллектуального развития ребенка или подростка.

Перечень

наиболее эффективных диагностических методик, опросников и тестов по изучению личностного развития ребенка.

    Методика комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Волгоградский центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»). Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и О. Даймонда. Проективные методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом – Дерево - Человек», «Сказки». Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?». Методика исследования фрустрации С. Розенцвейга (детский вариант от 4 до 11 лет). Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Методика незаконченных предложений (Авторы: Лири и Сакс). Тест на исследование тревожности. Тест агрессивности Басса – Дарки. мтхауера. Тест ШТУР «Коррекционные пробы». Тест «Таблицы Шульте». юшера (сочетание цветов). Шкала измерения интеллекта Д. Векслера. ПДО (акцентуации характера). еттела (симптомокомплексы, детский вариант личностного теста). Диагностика дезадаптированного поведения «Карта наблюдений Д. Стотта».

Методики и методические приемы обследования детей с отклонениями в поведении

Осознаваемые мотивы учения. Методика. Выявление места наиболее осознаваемых мотивов в системе мотивации учения младших школьников. Внешние и внутренние мотивы учения. Методика. Установление направленности, силы, устойчивости мотивации. Эмоциональное отношение к школе. Составитель. Определение представления ребенка о школе. Достижение цели в условиях помех. Составитель и др. Изучение умения доводить работу до конца при помехах. Неоконченные предложения. Методика. Выявление осознанности и адекватности самооценки и самоконтроля. Тип волевой активности (авторская). Определение сформированности волевой активности. Неоконченные рассказы. Методика. Выявление эмоциональной насыщенности переживаний. Детский личностный опросник Кеттела, модифицированный. Выявление структуры школьной дезадаптации. Личностная тревожность. Методика. Диагностика повышенной утомляемости подростка при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликта со сверстниками. Самооценка психических состояний личности. йзенка. Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности. Графический тест «Рисунок класса». Составитель и др. Выявление особенностей внутриклассных отношений учеников. Эмоционально-цветовая аналогия. Методика. Выявление цветовосприятия для определения эмоционального восприятия. Диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении. Составитель.

Более подробно можно рассмотреть несколько методик, которые можно использовать для диагностики девиатного поведения.

Предложили методику тестирования на уровень агрессивности ребенка. Предлагается опросник из 20 вопросов, где каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

Временами кажется, что в него вселился злой дух. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. Он не прочь подразнить животных. Переспорить его трудно. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. Часто не по возрасту ворчлив. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. Легко ссорится, вступает в драку. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. У него нередки приступы мрачной раздражительности. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Показатели:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Методика «Закончи предложение» предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. Школьникам на бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

Тестовый материал

Если я знаю, что поступил неправильно, то… Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то… Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно… Когда в моем присутствии обижают человека, я… Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я… Если бы я был на месте учителя, я…

Обработка и интерпретация результатов теста:

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика измерения уровня тревожности - Шкала Дж. Тейлор состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте "+" в случае, если утверждение относится к Вам - "-", если вы не согласны. В случае затруднений возможен ответ "не знаю", тогда поставьте "?".

Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. У меня редко бывают запоры. У меня редко бывают головные боли. Я редко устаю. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. Я уверен в себе. Практически я никогда не краснею. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. Я краснею не чаще, чем другие. У меня редко бывают сердцебиение и одышка. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые. Я застенчив не более, чем другие. Мне не хватает уверенности в себе. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. Мой желудок сильно беспокоит меня. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. Мне нередко снятся кошмарные сны. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. Меня весьма тревожат возможные неудачи. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании. Я работаю с большим напряжением. Я легко прихожу в замешательство. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь. Я склонен принимать все слишком всерьез. Я часто плачу, у меня глаза "на мокром месте". Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще). Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. Мое материальное положение в семье весьма беспокоит меня. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость и это чрезвычайно смущает меня. Даже в холодные дни я легко потею. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. Я - человек легко возбудимый. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из себя. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей. Я почти все время испытываю чувство голода. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков. Жизнь для меня всегда связана с необычным напряжением. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка результатов:

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом:

От 0 до 6 баллов - низкая тревожность, от 6 до 20 баллов - средняя, выше 20 баллов - высокая.

Ключ: вопросы 1-12 ответ нет; 13-50 - ответ да.

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника предполагает выявление уровня девиантного поведения младшего школьника.

Диагност наблюдает за поведением во время уроков, поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр и самостоятельно заполняет карту наблюдения за младшим школьником. Карта заполняется индивидуально на каждого младшего школьника. Характеристика уровней сформированности девиантного поведения (высокий, средний, низкий) .

Обработка результатов.

Высокий уровень: предполагает оценку «3»

ходит во время уроков, встаёт с места; не выполняет учебные задания во время уроков; отвлекается, поворачивается, разговаривает; недисциплинирован; раздражителен; пассивен в деятельности; прогуливает уроки без уважительной причины; резкая смена настроения; агрессивен; нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков; провоцирует конфликты; вспыльчив; является неформальным отрицательным лидером; не выполняет общественные поручения; агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не соблюдает правил поведения в столовой; проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); стремится привлечь к себе внимание; пассивен; зависим от других; неустойчивость поведения; грубит; неадекватно реагирует на замечания учителя; проявляет негативные реакции в отношении увиденного; громко смеётся, разговаривает, кричит; проявляет протестные реакции; поддаётся влиянию; является асоциальным лидером; без причины может накинуться, ударить сверстника; придумывает или участвует в агрессивных играх. Можно говорить о высоком уровне девиантного поведения младшего школьника.

Средний уровень: предполагает оценку «2»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

иногда проявляет недисциплинированность; частично учебные задания во время уроков; не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; иногда проявляет раздражительность; иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины; редко отмечается резкая смена настроения; иногда не контролирует себя, редко вспыльчив; может иногда нарушать нормы поведения; иногда является неформальным отрицательным лидером; редко принимает участие в жизни класса

иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не часто, но нарушает правила поведения в столовой; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может проявлять раздражительность, в некоторых моментах проявляет неустойчивость в поведении; может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; иногда проявляет протестные реакции; не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может быть асоциальным лидером; редко придумывает или участвует в агрессивных играх. Отмечается средний уровень девиантного поведения.

Низкий уровень: предполагает оценку «1»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

дисциплинирован; активно участвует в процессе урока; доброжелателен; чётко выполняет инструкции; всегда присутствует на занятиях; усидчив; является лидером; умеет себя контролировать; общается со всеми одноклассниками; соблюдает нормы поведения; независим от других; может организовать группы по интересам; является лидером; умеет критически мыслить, принимать адекватные решения; неконфликтен; участвует в общественной жизни класса; охотно выполняет общественные поручения; аккуратен; сдержан; соблюдает правила поведения в столовой; активно участвует в процессе знакомства с новым; интересуется увиденным; соблюдает правила посещения общественных мест (театров, выставок, экскурсий); умеет логически мыслить, принимать адекватные решения; самодисциплинорован; соблюдает правила игр; может организовать группы по интересам; является лидером. Поведение младшего школьника в N(норме).

Уровень воспитанности учащихся по методике позволяет оценить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Показатель

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

Любознательность:

Мне интересно учиться

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Я всегда выполняю домашнее задание

Я стремлюсь получать хорошие отметки

Прилежание:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я самостоятелен

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

Отношение к природе:

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

Я и школа:

Я выполняю правила для учащихся

Я выполняю правила внутришкольной жизни

Я добр в отношениях с людьми

Я участвую в делах класса и школы

Я справедлив в отношениях с людьми

Прекрасное в моей жизни:

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Таким образом, использование представленных методик позволит в полной мере оценить наличие предпосылок и элементов девиантного поведения младшего школьника.

Эффективность психологической помощи детям и подросткам с расстройствами поведения зависит не только от профессионального уровня психолога и уровня психологических знаний педагогов, врачей и других специалистов, окружающих детей и подростков, но и от того, насколько правильно установлена причина той или иной девиации . Только в процессе тесного профессионального сотрудничества возможно добиться успехов в адаптации и гармонизации личности детей и подростков с расстройствами поведения.

Литература

Гоголева поведение и его профилактика. – М.:; Воронеж, 2003. Девиантное поведение детей и подростков: опыт педагогической работы по профилактике и коррекции. – Курган, 2004. Карпова диагностика отклоняющегося поведения школьников. – Екатеринбург, 1997. Овчарова психология в начальной школе. – М., 1996. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000. Шилова и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М., 2005. Клейберт девиантного поведения. - М., 2001.
Гоголева поведение и его профилактика. – М.:; Воронеж, 2003. Девиантное поведение детей и подростков: опыт педагогической работы по профилактике и коррекции. – Курган, 2004. Карпова диагностика отклоняющегося поведения школьников. – Екатеринбург, 1997. Овчарова психология в начальной школе. – М., 1996. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000. Шилова и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М., 2005.

Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы.

Тест-опросник «Аддиктивная склонность»

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.

После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

Утверждение

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.

Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.

Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)

Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.

В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.

В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.

Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.

Интерпретация полученных результатов:

До 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен

От 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения

От 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению.

С тепен ь никотиновой зависимости (для курящих ) Тест Фагерстрема .

Варианты ответов

Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету?

В течении первых 5 минут

От 6 до 30 минут

От 31 до 60 минут

Более часа

Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?

От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?

От утренней

От последующей

Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?

10 или менее

От 11 до 20

От 21 до 30

Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?

Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима?

Сумма баллов

Результаты теста:

0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.

4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.

6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.

Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.

Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).

Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков .

1 . Обнаруживали ли Вы у ребенка:

Снижение успеваемости в школе в течение последнего года

Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе

Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям

Частую, непредсказуемую смену настроения

Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить

Частые простудные заболевания

Потерю аппетита, похудание

Частое выспрашивание денег

Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям

Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения

Гневливость, агрессивность, вспыльчивость

Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма

Резкое снижение успеваемости

Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией

Нарушения памяти, неспособность мыслить логически

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.

Нарастающая лживость

Чрезмерно расширенные или узкие зрачки

Значительные суммы денег без известного источника дохода

Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п

Состояние опьянения без запаха спиртного

Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов

2 . Слышали ли Вы от ребенка:

3 . Сталкивались ли Вы со следующим:

4 . Случалось ли с Вашим ребенком:

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.

Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения

Совершение кражи

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков

Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного)

Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.

Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.

Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.

Опросник выявления предрасположенности

к аддиктивному (зависимому) поведению.

1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?

4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?

6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?

8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?

9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

Обработка результатов теста:

Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.

Если в результате набрано:

0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»

15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание

Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.