Анализ бюджетной политики российской федерации. Бюджет и основные направления бюджетной политики российской федерации Характеристика основных направлений бюджетной политики

Бюджетная политика – совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой путей их исполнения в интересах граждан, общества и государства.

Бюджетная политика является составной частью финансовой политики государства, ее особенность заключается в экономической и социальной направленности. Целью бюджетной политики является определение приоритетов социально-экономического развития страны на определенный период времени.

Этапы формирования бюджетной политики:

1. Определение концептуальных основ развития бюджета. Установление его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе.

2. Формирование цели и задач бюджетной политики.

3. Разработка конкретных путей реализации поставленной цели и задач.

Функциональный аспект включает в себя: политику в области формирования доходов бюджета (фискальная политика), политика в области исполнения расходных обязательств, политика в области обеспечения сбалансированности бюджета, политика эффективного управления государственным и муниципальным долгом, политика в области межбюджетных отношений.

Временной аспект включает в себя бюджетную стратегию (рассчитана на перспективу) и бюджетную тактику (ориентирована на проведение мероприятий в конкретным финансовом периоде).

Основные цели и задачи бюджетной политики по реализации бюджетной стратегии определяются в документах, например в стратегиях социально-экономического развития, концепциях, прогнозах. В частности 17 ноября 2008 года постановлением правительства была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» Цель концепций определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого роста благосостояния граждан, обеспечения национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепление позиций РФ в мире. Основная задача бюджетной стратегии увязка проводимой бюджетной политики как с задачами по обеспечению долгосрочного роста экономики так и повышения уровня жизни населения. В этих документах определяются конкретные целевые показатели этой политики, они ориентированы на:

1. Обеспечение стабильного курса национальной валюты.

2. Поддержание социально-экономической стабильности.

3. Повышение результативности бюджетных расходов

Цель и задачи бюджетной тактики на среднесрочную и краткосрочную перспективу определяется как в общих документах (среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ), так и в специальных документах (в ежегодном бюджетном послании президента). Бюджетное послание направляется Федеральному собранию и является ориентиром при разработке бюджета.

Бюджетная политика реализуется посредством бюджетного права и бюджетного механизма: финансовыми и налоговыми органами, контрольно-счетными органами, финансово-кредитными органами.

Курсовая работа по предмету: Финансы

Исполнитель Боровенский Петр Алексеевич

Новосибирский государственный аграрный университет

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.

Задачи работы диктуются поставленной целью:

дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;

рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;

определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: Ю.Н. Вавилова, Е.Т. Гурвича, А.Н. Дворковича, Г.А. Поляка, В.А. Романовского, С.В. Хурсевича и др.

Для написания курсовой работы использовалась специальная литература, периодические издания, методические рекомендации.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Государственный бюджет, как основная составляющая бюджетной системы – это подлежащая перераспределению часть национального дохода; бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Бюджетный же кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетную систему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Кроме того, существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ: принцип единства бюджетной системы РФ, принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, принцип самостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, принцип сбалансированности бюджета, принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип гласности, принцип достоверности бюджета, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

1.2. Бюджетный процесс в Российской Ф едерации

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о: действующем налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

В свою очередь, составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Его изменение в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. Основными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь будущего года к декабрю текущего года).

Для обеспечения необходимой степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета государственная дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательством РФ.

Уже сейчас руководством стран предусмотрен план бюджетной политики РФ на 2016-2018 годы. Основы этого плана были разработаны в соответствии с особенностями распределения бюджета в предыдущие годы.

Политика сформирована на основании приоритетов, определенных Президентом РФ, а также указах президента и проекте бюджета на 2015 год. План распределения бюджета отличается тем, что он выражает мероприятия для обеспечения роста экономики и благосостояния граждан России. Целью создания такого плана является правильное формирование бюджета, а также составление прогнозов по развитию экономики страны.

Формирование фонда оплаты труда работников в будущих годах и рост зарплаты, зависит от использования округами средств из бюджета в прошлых годах.

В каждой области есть норма получения доходов в бюджет, которые смогли бы покрыть расходы на хозяйство и общество.

На период формирования бюджета с 2016 до 2018 года, приоритетами политики налоговой сферы являются:

  1. Создание новых производств.
  2. Стимулирование инвестиций в налоговую сферу.
  3. Проведение антикризисных налоговых мер.
  4. Поддержка объектов малого и среднего бизнеса.

Налоговая политика, которая затрагивает доходы этой сферы, направлена на увеличение поступления средств в бюджет от физических и юридических лиц. Новые положения плана формирования бюджета включают в себя информацию о росте зарплаты для рабочих до среднего по отрасли уровня, а также, о легализации выплат зарплат. Будут проведены мероприятия для сокращения задолженности по налогам на доходы.

Налоговая политика также будет направлена на такие действия:

  • Оформление льгот по налогам некоторым категориям населения.
  • Улучшение системы администрирования налогов бюджета.
  • Налогообложение имущества физических лиц возможно только после выявления кадастровой стоимости.
  • Обеспечение роста общего объема заработной платы в регионах.
  • Легализация любой незарегистрированной предпринимательской деятельности.
  • Борьба с населением, которое осознанно уклоняется от уплаты налогов.

Главное изменение налоговой сферы – отмена для некоторых видов деятельности единого налога на доход временного характера. Закон об отмене вступит в силу с 1 января 2018 года.

Формирование бюджетной политики в сфере доходов граждан

Основные направления в сфере бюджетной политики на период 2016-2018 года были сформированы на основе прогнозов экономического и социального развития каждого региона и государства в целом.

Можно выделить такие цели бюджетной политики:

  1. Все системы формирования регионов будут сбалансированы для эффективной работы.
  2. Обеспечение социальной поддержкой некоторых категорий граждан.
  3. Снижение расходов на отрасли промышленного хозяйства, которые не приносят ощутимых доходов.
  4. Полноценное финансирование больниц, учебных заведений и других государственных учреждений.
  5. Формирование новых видов управления бюджетом страны.
  6. Обеспечение открытого распределения доходов и прозрачной бюджетной системы страны.
  7. Создание единой информационной системы управления финансами государства.

Задачей государства выступает сокращение расходов на неэффективные отрасли хозяйства и более эффективное использование бюджетных средств.

Важной задачей также является проведение изменений в социальных сферах услуг, необходимо оптимизировать сферу образования и здравоохранения.

Бюджетная политика 2016-2018 годов подразумевает оценку эффективности работы всех органов местного самоуправления в регионах. Задачей работников таких органов является обеспечить сбалансированность положенного им бюджета.

Нынешняя система политики бюджета страны требует четкого контроля и координации, создания действующей стратегии. Такие стратегии уже составляются всеми муниципальными органами регионов и городов. Для эффективного ведения такой политики, необходимо совершенствовать механизмы финансового обеспечения работы всех государственных организаций.

В дальнейших планах законодательства также:

  1. Использование системы контроля планирования финансовой и хозяйственной деятельности организаций.
  2. Обеспечить контроль над предоставлением муниципальными организациями платных услуг.
  3. Ввести оценку качества работы каждой такой услуги.
  4. Ввести единый электронный бюджет.

Электронный бюджет позволит контролировать расходы и доходы казны, в него будут внесены все источники доходов.

Программа бюджетной политики в сфере образования

Программа бюджетной политики 2016-2018 года должна формировать отношения муниципальных образовательных заведений с государством. Эта политика нацелена на решение проблемы, касающейся финансового обеспечения муниципальных и местных бюджетов. Также программа подразумевает покрытие всех расходов в бюджете и ликвидацию дефицита средств.

В программе прописана необходимость повышения эффективности целевых и межбюджетных трансфертов, а также сокращение долгов организаций. Погашение долгов станет длительным процессом, поэтому осуществляться оно будет постепенно.

Очень важной задачей бюджетной политики на 2016-2018 годы станет повышение результатов работы государственных органов и снижения расходов при сохранении должного уровня их содержания. Политика нацелена на оптимизацию всех расходов различных сфер деятельности, что приведет к росту средств в государственном бюджете. При этом, необходимо обеспечить нормальный уровень жизни гражданам и постепенно повышать им ежемесячный доход.

Программа прописана на 3 года, основой для составления плана был опыт предыдущих лет, исследования экономистов и социологов, а также законодательные акты. Важно также поддерживать среднюю долговую нагрузку и постепенно уменьшать внутренние долги организаций и государственных предприятий.

Бюджетная политика – ее основой являются стратегические решения, направленные на решение социальных вопросов государства. Именно она определяет те размеры финансовых ресурсов, которые необходимы стране для того, чтобы за счет средств государственной казны обеспечивать программы, направленные на развитие экономики, социальные программы.

Основные принципы

Главными целями, которые стоят перед экспертами, разрабатывающими план финансового развития государства на ближайшие годы, является обеспечение наполняемости казны средствами, назначение приоритетных направлений их использования.

Главные принципы:

  • это экономическая политика государства;
  • принцип сбалансированной экономики;
  • носит плановый характер.

Главные направления

Направлениями, ставшими главными в бюджетной политике России на 2016 2018 является проведение реформ, мер, позволяющих:

  • укрепить межбюджетные связи;
  • обеспечить стабильность связей межбюджетных отношений;
  • осуществить повышение доходности казны;
  • гарантировать поддержку экономики страны путем реализации мер, направленных на улучшение налоговой, кредитной дисциплины.

Задачи на 2016-2018 год:

  1. Стабильность экономики: снижение уровня дефицита казны, принятие мер, направленных на снижение инфляции.
  2. Комплексный подход к разработке стратегических решений, реализация которых позволит стабилизировать экономику в условиях кризиса позволяет обеспечить эффективное распределение ресурсов, выбрать правильные пути направления развития государства. Стабилизация экономики позволит вернуться к разработке планов, предусмотреть повторное ухудшение экономической ситуации.
  3. Разработка инструментов, направленных на поддержку инноваций. Бюджетная политика 2016 2018 должна обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвестиций. Мерами, которые позволят создать благоприятную среду для инвестирования, являются обеспечение макроэкономической стабильности, создание условий на рынке, где гарантированно будут защищены права собственности, конкуренция, у потенциальных инвесторов не будет для осуществления деятельности административных барьеров.

Приоритетными направлениями на 2018 год являются:

  • поддержка деятельности новых предприятий;
  • инвестирование в налоговую сферу;
  • разработка и реализация налоговых мер, направленных на преодоление последствий кризиса;
  • принятие мер, направленных на поддержку представителей среднего и малого бизнеса.

Изменения в налоговой сфере

Налоговая сфера, главным ее направлением является разработка мер, направленных на повышение объема поступлений в бюджет. Планом предусмотрено повышение заработной платы работникам до среднего показателя по отрасли. Кроме того, планом предусмотрен ряд мер, реализация которых позволит вывести из тени заработные платы, сократить размер задолженности по выплатам зарплаты, повысить наполняемостью бюджета от поступления средств в виде налогов.

Основными задачами налоговой политики является:

  • разработка и реализация мер, направленных на улучшение системы контроля налогов, поступающих в казну;
  • обеспечение планомерного повышения уровня заработных плат в регионах, повышение уровня благосостояния населения страны;
  • выведение из тени бизнеса, легализация предпринимательской деятельности и, как следствие, повышение уровня наполняемости бюджета;
  • принятие мер, направленных на борьбу с укрывательством доходов и нежеланием населения платить налоги.

Главные направления бюджетной политики, разработанной на 2016-2018 годы, основываются на тех прогнозах, которые были сделаны ведущими эксперты, и обеспечивают стабилизацию экономической ситуации, планомерное повышение уровня доходов населения как в отдельных регионах, так и в государстве в целом.

Можно выделить следующие цели в предстоящих 2016 2018 годах:

  • обеспечение эффективной и сбалансированной работы системы финансирования регионов;
  • снижение размера финансирования тех отраслей, которые перестали приносить доходы;
  • обеспечение финансирования в необходимом объеме медицинских, образовательных государственных учреждений;
  • поиск новых решений, реализация которых позволит повысить эффективность управления государственными средствами;
  • создание системы, обеспечивающей эффективное распределение средств бюджета.

Одной из задач властей, согласно разработанной бюджетной политике, является уменьшение размера расходов на обеспечение тех отраслей, которые перестали приносить доходы и перенаправление средств на финансирование предприятий, деятельность каких приносит реальные доходы.

Для реализации тех мер, которые были разработаны планом экономического развития страны и бюджетной политикой, важно постоянно находить пути совершенствования существующих механизмов обеспечения, применять новые рычаги влияния на работу государственных предприятий. В планах на ближайшее будущее:

  • внедрение эффективной системы контроля по планированию деятельности предприятий;
  • обеспечение контроля качества предоставления муниципальными предприятиями платных услуг;
  • введение единого электронного бюджета.

С введением электронного бюджета повышается эффективность контроля расходов и наполнения бюджета, который будет учитывать все источники получения дохода.

В 2018 году запланировано решение проблем финансирования из бюджета образовательных структур. Согласно бюджетной программе все расходы образовательных учреждений будут покрываться за счет бюджетных средств. Кроме того, предусмотрено погашение за счет бюджетных средств задолженности таких организаций. Однако процесс погашения долгов будет проходить постепенно.

Одной из острых проблем, решить которую должны разработанные меры, является обеспечение высоких результатов работы всех государственных органов, снижение уровня расходов на их содержание, что позволит сократить размер дефицита государственного бюджета. Реализация таких мер позволит не только обеспечить достойную жизнь населению страны и постепенно увеличивать размер ежемесячно выплачиваемой заработной платы.

Денежная политика государства разрабатывается на три ближайших года.