Развивающие игры для развития речи детей. Дидактические игры по развитию речи для детей и родителей

Родная речь входит в жизнь ребенка еще до рождения: он учится узнавать голос матери и различать его интонации. Повышенная восприимчивость к звучащей речи сохраняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. В возрасте до года ребенок уже умеет связывать звучание и значение слова. К двум различает все звуки родного языка и активно осваивает артикуляцию. В дальнейшем, на протяжении всего дошкольного периода, он развивает свои представления о слове и обогащает свой словарь. Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении с людьми. Огромную роль в развитии речи малыша играют родители и те люди, с которыми он проводит большое количество времени. Именно в семье ребенок приобретает базовый языковой опыт. Чем больше слов слышит, понимает и правильно употребляет ваш ребенок, тем активнее развивается его речь и мышление. Но ребенку мало только слышать. Ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребенка и не способствуют развитию его речевых навыков. Поэтому необыкновенно важно много разговаривать с малышом, поощряя его связно и наиболее точно выражать свои мысли, задавать наводящие вопросы, читать ему. Разговаривать с ребенком необходимо связно и ясно, правильно строить предложения, чтобы у него была возможность моделировать свою речь по предложенному образцу. Вы можете, например, поддержать разговор с малышом, превращая его фразы и реплики в развернутые предложения. Например:

Ребенок : Хочу гулять!

Мама: Ты хочешь пойти гулять во двор один или со мной в сквер?

Ребенок : Мама, дай конфету!

Мама: Тебе шоколадную с начинкой или карамельку?

Ребенок : Кошка спит!

Мама: Кошка наигралась и решила немного отдохнуть.

Важно направлять диалог, не перехватывая у ребенка инициативу и оставляя ему время подумать и сформулировать свои мысли. В этом вам помогут наводящие вопросы: «Почему ты так думаешь?», «И что произошло?», «А дальше?», «И что ты сказал?», «Зачем он это сделал?», «С чем это можно сравнить?», «Для чего это было нужно?», «Что это значит?», «Откуда ты это знаешь?».

Вспомните известное стихотворение Р.Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где?

Чаще используйте в диалоге с ребенком эти вопросы, дающие пищу для размышлений.

Кроме того необходимо развивать у ребенка умение слушать и правильно воспринимать всю услышанную информацию, а также внимание. В этом вам помогут следующие игры.

Учимся слушать и слышать звуки. Развитие внимания

«Большое ухо»

В эту игру можно играть в любом месте и в любое время. Все мы помним мультфильм про инопланетянина Большое ухо, который любил слушать окружающие звуки. Предложите малышу остановиться, закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Голоса птиц, шум машин, шаги людей, капающую воду? Какие звуки дальше, а какие ближе? Слышит ли он собственное дыхание? Если это тихое место, предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?

«Что за звук?»

Для игры приготовьте несколько предметов: бумагу, книгу, карандаш, стаканчики с водой и без, несколько небольших предметов, которые можно уронить на пол: мячик, клубок, бусы. Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться. Произведите различные звуки, используя приготовленные предметы: перелейте воду из стаканчика в стаканчик, постучите по столу карандашом, размешайте воду в стакане ложкой, пошуршите бумагой, перелистайте страницы книги, уроните на пол мячик или бусы и т. п. Ребенок должен отгадать, что вы делаете и при помощи каких предметов. Вы можете использовать также предметы, находящиеся в комнате: открыть дверцу шкафа, переставить стул и т.д. Затем поменяйтесь с малышом ролями.

«Джин»

Эта игра развивает память и внимание, помогает научиться «схватывать» весь объем данной информации. Смысл игры заключается в том, чтобы выслушать несколько указаний, запомнить их и выполнить в нужной последовательности. Игрок, дающий указания — Аладдин, а тот кто их выполняет — Джин. Например: «Джин, слушай меня внимательно. Иди в прихожую, принеси оттуда тапочки, по дороге зайди на кухню, съешь конфету, а на обратном пути закрой дверь в спальню». Если малыш выполнил все правильно, поменяйтесь ролями. Детям младшего возраста можно давать простые задания, в два-три этапа, старшим более сложные, в семь-восемь.

Вежливое слово

Игра на развитие внимания. Предложите ребенку выполнять ваши задания — несложные физические упражнения, но только в том случае, если при обращении к нему прозвучит вежливое слово «пожалуйста». Например: «Лена, брось мне мячик, пожалуйста!», «Лена, встань на стул!». Задания должны следовать одно за другим, просьба без вежливого слова должна звучать неожиданно.

«Кто летает?»

Игра на развитие внимания. Вы называете словосочетания с разными объектами, которые могут или не могут летать. Например: самолет летает, птица летает, бабочка летает. Называя объект, вы поднимаете руку вверх. Ребенок должен повторить ваш жест в том случае, если названный объект действительно способен летать. Неожиданно вы называете то, что летать не может, тем не менее, поднимая руку. В этом случае ребенок руку поднимать не должен. Если малыш ошибся и по инерции поднял руку, он проигрывает. Если слушал внимательно, вы меняетесь ролями.

«Звукозапись»

Запишите для малыша на аудиокассету разные звуки - гудок машины, шум воды из крана, звонок на входной двери, голоса друзей и родных или персонажа мультфильма, скрип дверцы шкафа, шелест отдергиваемой шторы и т. д. Предложите ему узнать звуки при прослушивании кассеты. Поинтересуйтесь, какие звуки нравятся и не нравятся ему, есть ли у него любимый звук, какой еще звук он хотел бы записать на кассету. Запишите на кассету голос малыша и дайте ему послушать.

«Эхо»

Расскажите ребенку о таком интересном акустическом явлении как эхо. По возможности, соотносясь с возрастом, объясните ему, откуда берется эхо (когда мы говорим, то производим колебания воздуха, которые, отражаясь от предметов, возвращаются к нам, повторяя звук). Продемонстрируйте эхо в помещении с хорошей акустикой. А затем предложите поиграть в эхо. Пусть малыш отойдет в противоположный конец комнаты и станет к вам спиной. Он будет изображать эхо. Вы будете произносить слова, то негромко, то громко и отчетливо. А ребенок пусть повторяет их за вами, соответственно тихо или громко. Затем поменяйтесь ролями.

Эхо(2). Играете так же, как в Эхо(1), но теперь ребенок повторяет только последний звук.

«Испорченный телефон»

В эту игру можно играть с группой детей. Дети садятся в круг. Тихо прошепчите на ухо первому ребенку какую-либо фразу, так, чтобы слышал только он. Малыш должен также на ухо прошептать эту фразу соседу, повторив ее слово в слово. Тот передает ее таким же образом следующему соседу. Переспрашивать фразу и повторять дважды нельзя. Последний в круге должен произнести фразу громко вслух. Как она изменилась? Кто первый произнес ее в таком виде? В более сложном варианте игры для детей постарше можно предложить для пересказа коротенькую сказку или историю.

«Добавь слово»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком, а можно с группой детей. Один из играющих (вы или ребенок) начинает фразу, например: «На елке висели разные игрушки: шары,...». Вы должны повторить название последнего предмета и дополнить фразу еще одним словом. Следующий участник добавляет еще одно и т. д.

«Составляем рассказ»

Эту игру можно варьировать в расчете на любой возраст. Один из участников начинает рассказ, затем в произвольном месте останавливается, предлагая продолжить рассказ другому. Рассказ можно сочинять в процессе, развивая воображение, а можно просто пересказывать известную сказку или историю. Для детей постарше рассказ будет более сложным, для малышей можно ограничиться простым построением фраз и маленьким объемом.

Игры, расширяющие словарный запас

Необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка. Для этого подбирайте вместе с ним названия и эпитеты ко всему, что вас окружает. Вы можете делать это дома, рассматривая предметы окружающей обстановки, игрушки или предметные картинки, или на прогулке, обращая внимание ребенка на деревья, цветочные клумбы, дома и т. д.

Цветы

Задержитесь с ребенком возле клумбы в сквере, рассмотрите высаженные на ней цветы и попросите его описать их: какие цветы— разные, красивые, белые, желтые, красные, душистые. Пусть он опишет окружающие деревья, если это осень, листья на деревьях, окрашенные в разные цвета. В дальнейшем пусть ваш малыш сам выбирает предмет для описания и подбирает характерные для него слова.

Любимая игрушка

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка (мишка, зайка). Приготовьте также набор картинок с рисунками, изображающими действия вашего «главного героя»: мишка ест мед, лезет на дерево, убегает от пчел, танцует или едет на велосипеде в цирке. Попросите малыша рассказать о том, какой его мишка

— веселый, добрый, какие у него глазки, ушки, какого он цвета

— бурый (коричневый, белый), мягкий, пушистый, плюшевый. Что мишка умеет делать? Рассмотрите картинки вместе с ребенком, а затем пусть малыш покажет их мишке и прокомментирует, используя разные слова.

Слова про зайчика

Возьмите игрушку или картинку с изображением зайчика (это может быть любое другое животное). Пусть малыш ответит на вопросы: кто это? (зайка), как еще можно назвать его? (зайчик, заяц, зайчонок). Что он делает? (ест морковку, прыгает, прячется от лисы). Какой зайчик? (беленький, пушистый, маленький, робкий, быстрый). Повторите малышу все использованные слова, составив вместе с ним маленький рассказ о зайчике.

Подберем слова к щенку!

Выберите вместе с ребенком тему, по которой будете подбирать слова. Например, «домашние животные-щенок». Сначала подберите слова о том, какой ваш щенок. Лохматый, лопоухий, непоседливый, пятнистый, дружелюбный. Вы можете называть слова по очереди, перебрасываясь мячом. Затем вы даете сигнал «Стоп!». Теперь подберите слова о том, что щенок делает: играет, лает, бегает, скулит. Подберите кличку вашему щенку и решите, какой он породы. Каким командам вы будете его обучать: сидеть, лежать, на место, нельзя, охраняй. Подбирать слова можно на любую тему, расширяя кругозор ребенка и пополняя его словарь.

Короткие и длинные слова

Поочередно перебрасывайтесь с ребенком мячом, каждый раз называя новое слово. Заранее договоритесь, что после каждого длинного слова должно следовать короткое: сон-самолет- конь-экскаватор-дым-информация. Не бойтесь называть новые длинные слова, объясняйте ребенку их значение. Можете усложнить задания, называя слова на определенную тему.

Игры на определение звукового состава слова

Слово — основной инструмент человеческого мышления, имеющий смысловое содержание — каждое слово обозначает некий предмет, и звуковое выражение — слово состоит из звуков. Развитие речи детей дошкольного возраста строится на обогащении детского словаря и формировании звукового восприятия. Это первый этап в подготовке ребенка к чтению и в дальнейшем, письму. Когда ребенок учится читать, его интересует, что обозначает слово. Но поскольку слово состоит из звуков, а печатное из букв, чтобы научится читать, ребенок должен усвоить, какая буква какой звук обозначает. По сути, чтение это перевод букв-знаков в звуки-речь. Игры в буквы, звуки и слова — первый шаг на пути к быстрому и свободному чтению. Для начала стоит освоить игры, привлекающие внимание к звуковому составу слова.

Волшебник

Дайте малышу в руки красочную указку. Пусть это будет волшебная палочка. Ваш ребенок — волшебник, которого окружает множество заколдованных предметов, забывших свое название. Расколдовать их можно прикоснувшись к каждому волшебной палочкой и четко произнеся называющее их слово. Сначала называйте предметы вместе с ребенком, четко произнося слова и вслушиваясь в их звучание. Дальше пусть сам малыш называет разные предметы обстановки, четко проговаривая звуки.

Придумай слова

Медленно и отчетливо произносите слова, выделяя разные звуки в них: «Мм-ы-шш-о-нок, к-о-лл-о-к-о-лл-ь-ч-ик, шш-а-рр». Пусть ваш малыш придумает и произнесет слова так, чтобы отчетливо слышалось их звучание. Повторите их, дав образец правильного звучания.

Звукоподражательные игры

Выделять звуки в слове малышу помогут звукоподражательные игры. Для начала вы можете почитать ему стихи разных авторов, подчеркивая звуковую окраску и выделяя звуки интонационно.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише.» (В. Капралова.)

Барабанщик сильно занят, барабанщик барабанит:

Тара-ра, тара-ра, на прогулку нам пора. (Е. Благина.)

Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. (Е. Благина.)

Саша рассмешил ребят, смело стал на самокат, немного покатался — и самокат сломался.

Потренируйтесь вместе с вашим ребенком произносить скороговорки:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой.

Жуки

Разыграйте с малышом диалог двух жуков. Разговаривая на своем жучином языке, жуки должны употреблять как можно больше слов со звуком ж, ведь жуки жужжат. Например: «Здра- ствуй друЖище! Где ты Живешь? А вот мое Жилье. Приходи ко мне в гости! ПоЖуем пироЖки и пироЖные.

Автомобили

Точно так же как и в «жуках» разыгрываете диалог двух автомобилей, выделяя голосом и протягивая звук в: «Я аВВто- мобиль «Волга», а ты? ДаВВай знакомиться! Что ты вВВозишь? Я умею поВорачивать ВпраВо и ВлеВо, а ты?».Можете использовать игрушечные машинки.

Аналогично можно разыгрывать любые звукоподражательные сценки.

После того, как ваш малыш освоит выделение звуков в таких играх, ему будет проще научиться выделять звуки в отдельно взятых словах.

Играем в звуки

Выберите какой-либо звук, и оглядевшись вокруг, посоревнуйтесь с ребенком, кто больше назовет предметов, названия которых начинаются с этого звука.

Игра в слова

Вы по очереди называете слова, при этом каждое новое слово должно начинаться с последнего звука предшествующего слова. Чтобы играть было веселее, можно перебрасывать друг другу мяч, называя новое слово. Можно также играть в эту игру, используя кубики с изображением названных предметов, или предметные картинки, раскладывая их в соответствующей последовательности.

Слушай внимательно!

Вы произносите четко и ясно разные слова. Задача ребенка внимательно их слушать и выполнить следующие задания:

Найти одинаковый звук, который есть во всех этих словах: рыба, мороз, краб, торт(р).

Определить, с какого звука начинаются следующие слова: дым, дорога, Данил, дедушка?(д).

Хлопнуть в ладоши, если услышит звук я в следующих словах: ежик, Алена, юла, яблоко, улица, милиция, Австралия.

Придумай слова

Предложите ребенку придумать слова, в которых соответствующий звук находился бы: а) в начале, б) в середине, в) в конце слова. Например, звук о:

а) облако, оса, остров, б) столица, работа, крошка, в) дело, сено, лето.

Цветные схемы

По смыслу игра напоминает предыдущую, но здесь вы используете наглядный материал: цветные схемы и предметные карточки-картинки. Цветные схемы вы можете вместе с ребенком склеить из цветной бумаги. Схема представляет собой однотонную полоску, треть которой окрашена в другой цвет. У одной полоски эта треть будет началом, у другой — серединой, а у третьей — концом. Подберите карточки картинки с изображением предметов, в названии которых находится нужный звук. Предположим, пусть это будут звуки с и ш. Соответственно, нужны будут картинки, иллюстрирующие слова, у которых данные звуки находятся в середине, в начале и в конце:

Слон, часы, абрикос Шар, кошка, душ

Сова, коса, лес Шарф, вишни, карандаш

Стол, лиса, пояс Шкаф, крыша, ландыш

Объясните ребенку, что кусочек другого цвета на схеме обозначает нужный звук и его положение в слове. Возьмите картинки и называйте предметы, выделяя голосом нужный звук, а затем передавайте картинку малышу. Его задача— определить в начале, в середине или в конце слова находится звук и положить картинку под соответствующую схему.

Потерянный звук

Продолжайте использовать предметные картинки. Поочередно показывайте малышу картинки с изображениями предметов и животных: книги, стула, собаки, ромашки и т. п. Показывая ребенку картинки, называйте предметы неправильно, теряя начальный звук: «Это...нига, это..обака, это..омашка». Пусть ребенок поправит вас, правильно произнеся слова и назвав потерявшийся звук.

Рифмы

Возьмите в руки игрушку. Например, зайчика. Четко назовите его: «Зайка». Пусть малыш подберет сходное по звучанию слово — лайка, майка. Подберите сходные по звучанию слова к слову мишка-мышка, шишка. Подберите похожие слова рифмы к названиям других игрушек, предметам окружающей обстановки. В рифмы можно играть в любом месте в любое время.

Превращения

Подберите пары предметных картинок с изображением предметов, названия которых сходны по звучанию и отличаются одним звуком: мак-рак, кит-кот, мишка-мышка. Покажите ребенку картинку с изображением мака. Четко произнесите вместе с ним это слово. Теперь покажите парную картинку — рак. Как мак превратился в рака? Произнесите оба эти слова несколько раз, пропевая начальные звуки. Пусть малыш определит, какие звуки отличаются в этих словах. Проделайте то же упражнение с другими парами слов.

Фразы

Предложите ребенку составить фразы и предложения, в которых все слова начинаются на один звук: Мама мыла Мишу мылом. Второй вариант этой игры — выбрать слово и составить предложение, в котором все слова начинаются на соответствующие буквы этого слова, например: Миша-мыши испугали шорохом Алену.

Путаница

Произнесите вперемешку слова известного стихотворения или песенки и предложите ребенку распределить их в правильном порядке. Например: Ехали — велосипеде — на — медведе. Произнесите эти слова медленно, в нужной последовательности, обозначая каждое слово чертой на листе бумаги: «Ехали(черта) медведи(черта) на(черта) велосипеде», чтобы наглядно показать ребенку линейную последовательность слов в предложении. Попросите его также нарисовать на бумаге графически любую другую известную фразу (строчку песни или пословицу), проговаривая каждое слово.

Составляем букет

Для того, чтобы подготовиться к этой игре, вам понадобится комплект цветной бумаги, ножницы и клей. Вы можете готовить наглядный материал вместе с малышом. На листы картона наклейте аппликации — вазы с 3—5 стеблями цветов. На каждую вазу наклейте изображение цветка: роза, ландыш, сирень, василек, колокольчик.

Изготовьте из цветной бумаги головки цветов разного цвета — по несколько каждого. Игра заключается в том, чтобы приклеить головки цветов к стеблям (собрать букеты). В каждую вазу нужно поставить цветы того цвета, в названии которого присутствует звук, на который начинается название цветка, изображенного на вазе. В вазе, на которой изображена роза, должны стоять цветы того цвета, в названии которых есть звук р: красные, оранжевые, розовые, и т. д. Подбирая цветы в вазы, ребенок должен называть цвет, выделяя голосом нужный звук.

Подбери пару

В данной игре ребенку нужно будет подобрать пары слов, отличающиеся друг от друга одним звуком. Вам понадобится картонный красочный диск-часы с двойными стрелками — вы можете изготовить его сами вдвоем с ребенком. Диск делится на две половины: по краям верхней наклейте картинки-кружки с изображениями предметов и животных, по краям верхней — пустые кружки. На них ваш ребенок разложит остальные картинки, названия которых звучат сходно с названием той, на которую указывает стрелка на противоположной стороне диска. На картинках должны быть изображены парные слова: коза- коса, трава-дрова, катушка-кадушка, мишка-мышка, крыша- крыса, каска-маска, кит-кот, усы-осы, рак, мак, и т. д.

Домик

Предложите ребенку нарисовать домик. Домик вы будете рисовать в следующей последовательности: сначала рисуете части дома, в названии которых содержится звук с: стены, ставни. Затем содержащие звук р: крыша, труба, крыльцо, дверь, чердак. Затем части, в которых есть звук о: пол, порог, окно. Рисуя, ребенок должен четко проговаривать слова и называть нужный звук.

Пирамида

Для этой игры на листе ватмана начертите красочное изображение пирамиды, состоящей из пустых квадратов. В основании пирамиды — пять квадратов, в каждом последующем этаже на один квадрат меньше, в самой верхушке пирамиды — два квадрата. Вам понадобятся также предметные картинки по размеру квадратов, в названии которых содержится от двух до пяти звуков: еж, уж — 2 звука, мак, рак, жук — 3 звука, роза, лиса, рыба, ваза — 4 звука, кошка, мышка, мишка, чашка, майка — 5 звуков. Предложите малышу заполнить пирамиду картинками. В верхушке пирамиды должны быть картинки с названиями из двух звуков, в каждом последующем ряду - картинки, в названиях которых на один звук больше. В основании, соответственно, разместятся картинки с названиями из пяти звуков. Малыш должен проговаривать названия картинок, определять количество звуков и помещать их в нижний ряд.

Речь — это средство коммуникации, возможность для общения, без которого не может существовать человек. Умение сказать красиво и понятно, коротко и точно донести свою мысль, сформулировать вопрос или условия задачи — настолько полезные для любого из нас навыки, что это даже не обсуждается. Недаром в Древней Греции ораторское искусство считалось важным навыком для всякого образованного гражданина.

Как и любой навык, речь можно и нужно развивать у детей с самого раннего возраста. Упражнения и игры на развитие речи дают отличные результаты у дошкольников, готовя их к дальнейшей жизни, и позволяют родителям решить многие проблемы, не прибегая к услугам специалистов.

Самые лучшие развивающие речь игры — это, конечно же, настольные, живые. А самые замечательные из настольных игр, которые можно купить в нашем магазине, мы отобрали для вас в этой статье.

Игры на развитие речи для ребенка 3 — 4 лет

Фефекты фикции

Число игроков : от 1 до 9
Редчайший случай игры-тренажёра, да ещё и разработанной профессиональным логопедом, которая при этом отлично развлечёт даже самого озорного ребёнка. Ювелирно продуманные задания на карточках, бродилка с фишками и возможность в рамках игры попрыгать и поскакать, параллельно тренируя речь и избавляясь от пресловутых фефектов — такого вы ещё не встречали.

Простоквашино Азбука

Число игроков : от 2 до 4
Учим буквы вместе с любимыми героями детства. В игре нужно, кидая кубик, двигаться по доске к картинке на выпавшую вам букву («В» — значит Валенки!), получать карточку в награду — и искать следующие буквы и картинки. Для ребят постарше есть более сложные вариации, так что заскучать не получится.

Число игроков : от 1
Очередной чудесный сундучок, на сей раз — с алфавитом и, конечно, милыми картинками. Йети и йогурт — на Й, чиЖИк и еЖИ — на слог ЖИ, груППа и аППарат — ну, вы поняли. Уметь читать здесь не обязательно: малыш всегда может обсудить то, что увидел на картинке, с родителями.

Число игроков : от 4 до 7
Потрясающе красивая игра на ассоциации — теперь в детском варианте, исключающем странные или страшные для детей картинки. Нежные и неожиданные иллюстрации — это повод для неизменного восхищения и изысканная пища для ума.

Ответь за 5 секунд Детская

Число игроков : от 3 до 6
Назови два цветка? Два времени года? Три вида ветра? 354 карточки с 708 вопросами — половина попроще, половина посложнее, — обеспечат вам нескучный досуг не на один вечер даже с самым общительным ребёнком. А ещё в игре есть забавный булькающий таймер.

Крокодил ДетскоЛёгкий

Число игроков : от 3 до 16
Детское издание игры Крокодил в дорожной коробке. Покажи, нарисуй, объясни — маленьких знатоков ждёт 81 карточка с заданиями, а также 12 карт плюшек-ловушек для усложнения или упрощения, чтобы можно было облегчить игру своей команде или усложнить — соперникам.

Эрудит магнитный

Число игроков : от 2 до 4
С детства всем знакомая игра в новом красивом оформлении и, главное, на магнитах — так что теперь не придётся искать квадратики с буквами по всему полу. Цель, как и прежде — составлять максимально длинные слова из букв по горизонтали и вертикали.

Игры по развитию речи от 8 лет

Озадачник Родная речь

Число игроков : от 1
Вариация Эрудита, только на карточках и в стильной дорожной коробке, так что игру можно взять хоть в школу, хоть в офис. 150 карточек с трехбуквенными словами — сон, вар, кот, — становятся основой для более сложных слов, вроде СОНар, кВАзаР или КрОкеТ. Чем шире разбросаны буквы по второму слову, тем больше очков. Непростая, но замечательная игра на развитие речи и лексического запаса.

Языколом

Число игроков : от 1 до 8
Питер Пайпер пикд э пэк ов пиклд пепперз! Четыре вида карточек — География, Имена, Русские и Иностранные, — и множество возможностей сломать на них язык. Игра — прекрасный лингво-тренажёр, но будем честными: дети её любят не поэтому. Грозно гризли когти грызли! Ну, и Эйяфьядлайёкюдль, разумеется.

Элиас для всей семьи

Число игроков : от 3 до 8
Настолка действительно для всей семьи: для детей сделаны карточки попроще, а взрослым можно добавить дополнительные условия, вроде необходимости объяснять слова шёпотом. В остальном — это классический, любимый нами много лет Элиас с его разнообразием слов и способностью развлечь почти любую компанию.


Выбираете, какую игру купить для вашего чада? Позвоните нам, и консультант подскажет, что лучше взять!

Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры для развития речи. Развивающие речь игры.

1. Игра для развития речи "Интервью".

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

2. Развивающая речь игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

3. Игра "Определи игрушку". Развитие речи.

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

4. Игра "Сочини предложение".

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

5. Игра "Противоположность".

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

6. Игра "Мостик".

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

7. "Что означает выражение?" или "Пословицы".

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

Например:

Ребенок сказал: - Взрослые говорят:

пойти на исправку - пойти на поправку
куда глаза видят - куда глаза глядят
душа в подметки ушла - душа в пятки ушла
свободная птица - вольная птица
открыть Африку - открыть Америку
посчитать в голове - посчитать в уме
глаз упал на книжку - взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум - на свежую голову
нервы скандалят - нервы шалят
в пятки не годится - в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".

Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Пословицы:

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

8. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

10. Игра "Два круга".

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

11. Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

12. Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

13. Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

14. "Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

15. Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

16. Самодельная азбука.

Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.

Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

17. Цепочка.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

18. Добавь букву.

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

19. Путешествие. Семейная игра.

Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия".

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).

Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".

20. Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

21. Давай придумывать (с 3лет).

Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например:

карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

22. Продолжи ряд.

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт - основатель языкознания - писал: "Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им".

Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.

Задания для упражнения "продолжи ряд" родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

Люди - человек, дети - …
Сын - дочь, внук - …, племянник - …
Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …
Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …
Шпалы - деревянные, рельсы - …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … -
много …

23. Снежный ком.

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

Варианты игры:

1. "Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".

По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю..." и т. д.

3. "Накрываем на стол"

Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. "Собираемся на прогулку"

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

5. "Ждем гостей"

Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".
Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

24. История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.

25. Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".

Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ежик.
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель.
Есть слово зеленое - ель.
Есть книжное слово - страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово веселое - смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.

Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

27. Многозначные слова.

Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Б. Заходер (из песенок Винни-Пуха)

Иду вперед
(Тирлим-бом-бом),
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?

Есть у булавки головка. (В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчески зубы, но есть не может она,
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь - Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки - пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!

Кто что несет. (М. Яснов)

Семен портфель несет в руке,
Павлуша - двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход -
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах -
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил -
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

28. Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

сахар сладкий, а перец...,
дорога широкая, а тропинка...,
пластилин мягкий, а камень...,
чай горячий, а мороженое...,
кисель густой, а морс...,
лист наждака шершавый, а лист бумаги...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет...
Днем светло, а ночью...

Другой вариант:

Кашу варят густую и...(жидкую). Звери бывают смелые и...(трусливые). Морковь можно есть сырой и...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и...(крупными).

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра".

А вот прощальная игра...
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,

Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, -
Ну, отвечай:…!

29. Игра в рифмы - подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.

Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

Очень страшная история. (Даниил Хармс)

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас.. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в... пасть.

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало.. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

Шишки-мышки (А. Кондратьев)

Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
- Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.

Отвечали шишки:
- Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке.

Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.

А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: "Допиши две строчки".

Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:

В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот

Варианты концовок:

У него болит живот.
Плачет бедный бегемот.

Поднял он ужасный крик -
К острой пище не привык.

Целый день касторку пьет
И ревет...как бегемот.

Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет!

Предложите свою концовку.

Попробуйте дописать эти двустишья:

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Развивающие и обучающие игры для детей от 3 лет

"Кто кем (чем) будет?"

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком - бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
и т. д.

Обратно. "Кто кем был?":

Лошадь - жеребенком


цветок - семенем

Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц.


Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:"А муха - это кто?"

Шаги. (Кто быстрее доберется до...)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.


Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.


Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.


В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.


Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.


Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...)
С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?

Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки.
- Это относится к природе?
- Это относится к живой (неживой) природе?
- Это твёрдое?
- Это растение?
- Высокое?
- Дерево?
- Трава?

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

Жили-были...

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.


Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.


Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.


Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".


"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"


"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".


"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"


"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Игра "Третий лишний".

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.


Детям 3-5 лет условия более простые.


Например:Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.

ДВА КРУГА.

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).


Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое».


Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

Какое что бывает?

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.



Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.


Что бывает длинным?(коротким)


Что бывает широким (узким)?


Что бывает круглым (квадратным)?


В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Чем пахнет?

Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.


С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.


Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.


Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

Живое - неживое.

Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".


Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.


Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
И.т.д.

Что снаружи, что внутри?

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.


Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.


1 вариант:

Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.


Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

Распространение предложений.

Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

Составление предложения с несколькими данными словами.
Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что..." "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что... " и т. д.

Отгадай предмет по его частям.

В эту игру можно играть в двух вариантах.


Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.